Мы добрались до Санберийского шлюза в половине четвертого. У шлюза река очень красива, а отводной канал удивительно живописен, но не вздумайте идти здесь на веслах против течения.
Джером К. Джером
Да никто и не собирался идти вверх по течению! Я уже говорил, что путешествовать вверх по реке - это значит идти против человеческой природы, насиловать ее и т.д. и т.п. Мы с Владом были принципиально против насилия, а потому тихо и мирно продолжали свой путь навстречу устью Узолы. Мы ждали появления в зоне видимости довольно крупного населенного пункта – Бриляково – который, судя по карте, находился как раз посередине нашего маршрута. Река протекает в этих местах в крутых берегах, и насколько мы могли судить по береговым ориентирам, глубина Узолы после впадения в нее Хохломки немного увеличилась. Влад даже пошутил, что зря мы забыли дома квок – можно было бы попытаться половить сома. Фактов поимки сомов на Узоле мы не знали. Но это совсем не означает, что какой-нибудь приблудный сом не мог оказаться в этой реке с глубинами не более трех метров! На этой речке-невеличке встречаются иногда рыбы, коим там водиться вовсе даже не полагается. Чем, например, объяснить поимку в 2000 году жереха на малька? Что делать на реке, шириной не более двадцати метров, любителю глубоких плесов и раздольных перекатов? Но ведь было же! А пойманные годом позднее два полукилограммовых карася на перловку? Карась-то откуда в Узоле взялся? Ураганом занесло? Местная ребятня из соседнего лесного озера притащила? Загадка остается загадкой, а факты фактами: в речке-невеличке Узоле живут самые разные рыбы, так что огульно отрицать саму возможность нахождения в этой реке сома я бы не стал. Оставим этот вопрос открытым – История нас рассудит.
Река – в дни, когда сверкает солнце, пляшет на веселых волнах, бродит по лесам и рощам, золотит вершины буков, гонит тень из-под деревьев, блещет на колесах мельниц, шлет купавам поцелуи, прыгает с плотины в воду, серебрит мосты и стены, озаряет все селенья, радует луга и пашни, оплетает сетью ивы, отдыхает в каждой бухте, уплывает с каждой лодкой, наполняет мир сияньем, - в дни такие наша Темза – полный золота поток.
Джером К. Джером
Да-да, золота поток и все такое… Но, как известно, соловья баснями не кормят, т.е. я хотел сказать, что красота – красотой, а обед должен быть по расписанию. Разбивать лагерь и готовить нечто существенное было слишком рано, а потому мы решили перекусить прямо в лодках. Разбирая мешок с провизией, мы уловили неприятный запах, доносившийся из его недр.
- Что вам говорил Том насчет этого сыра?
Я ответил, что он велел держать его в прохладном месте и велел, чтобы никто к нему не притрагивался.
Она сказала:
- Никто и не думает притрагиваться. Том его нюхал?
Джером К. Джером
В нашем случае источником неприятного запаха было… чудом уцелевшее от поедания в первые дни путешествия вареное яйцо. Хорошо, что рядом не было других людей – за отравление прекрасного речного воздуха парами сероводорода они могли нас запросто поколотить! Чтобы скрыть следы преступления, мы выбросили испорченное яйцо за борт и решили, что в этом замечательном месте еще долгое время не будет иметь смысла ловить рыбу. Слава Богу, кроме испорченных продуктов у нас были и вполне пригодные для употребления. Печенье, пряники и лимонад вполне справились с задачей «заморения червячка». И знаете: после этого легкого перекусона краски лета стали восприниматься с большим энтузиазмом, чем до этого импровизированного полдника. Не испугали нас даже «тучево-дождевые» облака, показавшиеся на горизонте и грозящие очередным проливным дождем. Хорошо, что мы не знали прогноза погоды на ближайшие сутки – он наверняка испортил бы нам настроение.
Кому нужны предсказания погоды? То, что она портится, уже само по себе достаточно скверно; зачем же еще отравлять себе жизнь, узнавая об этом заранее?
Джером К. Джером
Составлять прогнозы – дело совершенно неблагодарное. Уж сколько только факторов и компонентов не учитывают синоптики, а результат иногда чуть не прямо противоположен ожидаемому! Но есть дело, еще более неблагодарное, чем составление прогнозов – это следование им! Чаще всего слом погоды приходится на выходные дни. С этим поделать ничего нельзя – это закон жизни. Его называют еще иногда законом подлости. Местное население, как мы поняли, довольно хорошо было знакомо с этим законом, поскольку, несмотря на воскресенье, народа на реке было крайне мало. Один из немногих купающихся поведал нам о вчерашней поимке в районе Бриляково леща на два килограмма и восхитился нашим мужеством, узнав, что мы пилим аж из самого Ковернино. Его диферамбы нашему беспрецедентному путешествию, а также нашей смелости и отваге мы слушали бы вечность, если бы настойчивое речное течение не утащило нас слишком далеко, чтобы понимать слова этого достойного во всех отношениях человека.
- О нет, сэр, ручаюсь, что тучи разойдутся. Погода разгуляется, сэр.
Джером К. Джером
Тучки и впрямь куда-то скрылись, и солнце восстановило на небе свое единовластие. Вскоре показалось Бриляково – середина пути, наш экватор. Грех было не выпить за это знаменательное событие, что мы с удовольствием и сделали.
Итак, мы решили на сей раз удовольствоваться денатурированным спиртом. Это тоже порядочная гадость.
Джером К. Джером
Трудно не согласиться с классиком. Спирт – это действительно гадость. Но, справедливости ради, можно сказать, что гадость гораздо меньшая, чем тормозная жидкость, одеколон, огуречный лосьон и самогон местного изготовления. Один раз, несколько лет назад до описываемых событий, мне довелось отведать местный самопал. Самым главным было не нюхнуть случайно то, что надлежало выпить. С этой задачей я справился, но когда огненная жидкость, подобно ракете «земля-земля» пролетела, сжигая своим выхлопом гортань и пищевод, до неготового к приему таких дорогих гостей желудка – организм отказался принять сие подношение и отправил ракету в обратный рейс. До сих пор воспоминания о том славно проведенном вечере заставляют меня вздрагивать… но не будем о грустном. Настоящее было более-менее сносно, а будущее так и вообще рисовалось в розовом свете. Дело в том, что если до Бриляково у нас были сомнения в том, что мы укладываемся в отведенные сроки, после преодоления этого своеобразного экватора все сомнения рассеялись, а вопросы были сняты. На экваторе матросам положено купаться, что мы с удовольствием и сделали.
- С удовольствием, дружище, - ответил я, - с удовольствием!
Джером К. Джером
Удивительно, насколько приятно бывает человеку соединиться с водой! Иногда в процессе купания испытываешь какой-то дикий щенячий восторг, и если бы мое мнение вообще кого-нибудь интересовало и меня спросили: познал ли ты счастье, я не задумываясь ни на мгновение ответил бы, что это счастье – летнее купание. Да-да, пусть читатель назовет меня неразвитым человеком, отсталым субъектом или кем-то там еще, но ни чтение книг, ни беседа с умным человеком, ни помощь ближнему своему не приносили мне никогда такого невыразимого восторга, какое приносило соединение с водой в жаркий солнечный день! Подозреваю, что то же самое может сказать о себе добрая половина человечества, но из-за боязни быть осужденной другой, менее доброй половиной человечества, благоразумно молчит. Руководствуясь, вероятно, пословицей «молчи – за умного сойдешь». Бог им всем судья. Я признался вам, уважаемый читатель, в своей слабости и надеюсь на вашу деликатность – пусть больше об этом секрете кроме нас с Вами никто не узнает!
Продолжение следует…
Дмитрий Юрьевич! Доброго времени суток. Шестой ставил палец вверх без комментариев- не было возможности. Приятно было узнать в седьмой части о Вашем успехе по преодолению половины пути. Надо было в Бриляки направить гонца за различным пивом😀! До конца года успеем все прочесть?
Игорь, день добрый.
Спасибо на добром слове:-) Там 17 частей, так что всяко перенесется на следующий год:-)
Ну, как раз каникулы, время есть, в январе, я думаю, и закончим.
Пиво будет позже, на Льнозаводе:-)
Напишите комментарий к записи