Погода нарушает планы и не дает построить новые. В дни вынужденного рыболовного простоя предлагаю заметку из весеннего номера "Нижегородского рыболова". Надеюсь, для кого-то это чтиво будет полезным. Или хотя бы занятным, поскольку чем-то удивить в наше время уже, пожалуй, в принципе невозможно.
Неспешное течение малой речки несет компактную надувную лодочку. В надувнушке рыболов. Заброс крэнком вниз по течению, медленное вращение ротора катушки, поклевка, есть! – красавец подъязок через минуту позирует в подсачеке, чтобы еще через минуту уплыть залечивать раны от острых крючков…
Рыбалку сплавом по малым рекам Нижегородчины я считаю одной из своих любимых. Постоянное движение воды, смена пейзажей, разнообразные неожиданные встречи с представителями животного мира – все это я очень и очень люблю. И практикую вот уже 15 лет, с 2004 года, когда мы с автором нашего журнала Владиславом Андриановым сплавились за несколько дней по красавице Узоле от Ковернино до Волги. А потом были Уста, Ветлуга, Керженец, Урга, Пьяна, Кудьма и много-много раз Линда. Все собираюсь сплавиться по Сереже и Теше, но каждый раз делаю выбор в пользу более привычных речек… может быть, в этом году?
По динамике рыбалке сплавом нет равных. Пешком 10 км реки за день не «пробьешь», а на таких речках как Урга рыбалка с берега на большинстве участков и вовсе невозможна – к воде просто нет подходов. Так что лодка, лодка и еще раз лодка.
Плавсредство
Байдарки, каяки и одновесельные ботники не очень подходят по одной причине – незакрепленности весла. Течение постоянно меняет позицию рыболова по отношению к местам заброса, иногда нужно чуть гребануть назад, чтобы выровнять лодку, и тут же, бросив весла, взяться за спиннинг и сделать тот самый один-единственый заброс, которое позволит упрямое течение. Замедлить скорость сплава можно при помощи дрейфового якоря, о котором я не раз рассказывал на страницах нашего журнала, но даже с дрейфовым якорем терять время на «взять-положить» весло категорически нельзя. На волжских широких протоках сплавы на одновесельном ботнике изредка практикую – вот там, где работа ведется не точечно, а больше по площадям, время для «взял-положил» неизменно находится. А на малых реках – нет, мне лично неудобно.
В итоге получается, что если не байдарка, не каяк и не одновесельный ботник, то выбор плавсредства для сплава по малой речке - обычная надувная «гребнушка». И вот здесь есть варианты.
1. Тебя закинули на машине (друг, жена, такси) в точку А, ты накачал лодку и сплавился за день в точку В, где тебя встретили опять же на машине. Лодка в этом случае может быть любой, тащить ее и вещи не надо, можно взять последних и с избытком. Главная задача этого варианта – найти желающих закинуть тебя на речку и вывезти с нее. Такси, конечно, поедет куда и когда скажешь, но это будет стоить приличных денег. Иногда езжу из Верхних Печер на такси на Кудьму – в ценах 2018 года заброска стоила порядка 500 рублей. Забирает на своей машине супруга после работы, ибо если еще раз потратиться на такси, получится больше 1000 – это чересчур. Но вдруг кому-то подходит – пусть возьмет на заметку.
2. Ты сам приехал на машине, спустил лодку, угреб за 5 км вверх по течению и не спеша сплавился к машине. О таком варианте не так давно рассказывал наш автор Владимир Феднов. Или, как разновидность: по приезду спустился вниз по течению те же километров 5, а затем поднялся до места старта на веслах. Но это хуже: грести в конце рыбалки как-то не очень хочется, не то что рано утром, по прохладе.
3. Вариант другого нашего автора - Дмитрия Бухонова. Приехал на машине, накачался, пошел сплавом, через несколько километров сплав закончил, лодку и вещи спрятал, сбегал пешком за машиной – приехал в точку В. По себе скажу – идти пешком после трудовой рыбалки проще, чем махать веслами: за день сидеть устаешь, так что идти, разминаясь, даже приятно. Да и скорость передвижения повыше: идешь пешком налегке километров 5-6 в час, а гребешь от силы 3, а если по быстринам и перекатам, то и того меньше. В общем, вполне такой рабочий вариант.
4. Вариант без авто. Стартовал с Московского вокзала, сел на электричку, вышел в Киселихе, дошел до реки, спустился до Рекшино, снова электричка - и домой. Есть и другие, не менее интересные, маршруты, связанные с общественным транспортом. Ни от кого не зависишь, да и бюджет поездки вполне приемлемый, но есть один минус – вес поклажи. Две моих надувные лодки вполне подходят для трех предыдущих вариантов, но категорически не сочетаются с «пешкой». Одну из этих двух лодок я худо-бедно могу закатать в 120-литровый удобный рюкзак, но с учетом еды-воды-снастей все равно получается тяжело и неудобно – общий вес поклажи более 15 кг. Погуглил интернет, нашел самый легкий вариант – лодку из финского тонкого ПВХ под названием ЛАС-2. Весит она примерно в два раза меньше аналогов (полный комплект всего 6 с небольшим кг) и должна помочь расширить географию моих рыбалок или, как минимум, сделать уже привычные маршруты более приятными. Обязуюсь подробней рассказать о новинке в следующем номере нашего журнала.
Снасти
Основная цель моих сплавных рыбалок – белый хищник: язь, голавль, в некоторых случаях жерех. Практически на любом сплаве случаются нежелательные поклевки щуки, которые заканчиваются срезом дорогой приманки. И, вроде, напрашивается небольшой металлический поводок, но на речках с прозрачной водой рука не поднимается огрублять снасть, а на речках с водой менее прозрачной следую уже выработанному стереотипу… В общем, чаще ловлю без какого-либо поводка. И мирюсь с потерей приманок на острых щучьих зубах. Но в целом есть понимание, что тонкий (из полевки, к примеру) и короткий (сантиметров 5) металлический поводок рыбалке не особо вредит, а количество срезов сокращает довольно существенно. Если блеск «свежего» металлического поводка раздражает, можно дать полежать ему в каком-нибудь влажном месте и дать окислиться.
Любимый спиннинг для сплавных рыбалок вот уже лет семь – Смитовский Inter Boron XX 53MTH ростом всего 159 см. В целом на сплаве гораздо удобнее ловить короткими инструментами. Хотя на речках пошире, таких как Ветлуга или Керженец, вполне уместно применение и чуть более длинных.
Катушка Daiwa Luvias 2506. Шнур чаще 0,4 РЕ Varivas Light Game Super Premium. Да, он дорогой, но купленного в размотке 150 метров хватает на несколько сезонов частых рыбалок. В качестве альтернативы назову Дайвовскую восьмижилку J-Braid x 8 в диаметре 0,6 РЕ. Выйдет немного дешевле при вполне соотносимом качестве.
Приманки. На 90% это крэнки до 40 мм. По более-менее чистым местам оправдано применение мелководников (SR), таких как Chubby 38F или Hellion 40 SR. Однако к середине августа многие участки так забиваются травой, что выбора не остается – только супермелководники. Те же воблеры, но в исполнении SSR или, например, Camion Magnum SSR от Smith, на который отлично реагирует не только голавль малых рек, но и язь.
Оставшиеся 10% отдаю вертушкам. Бывают ситуации, когда крэнки белого хищника «не заводят», в это время спасти рыбалку могут качественные вращающиеся блесны. Самые лучшие, на мой взгляд, блесны кустарного производства – они не раз спасали сплавную рыбалку в самые что ни на есть неклевые дни.
В прошлом году увлекся «тараканингом» - так с подачи Константина Кузьмина мы называем ловлю на плавающие силиконовые имитации насекомых. Гораздо удобнее «тараканить» с берега – и подбросы легче делать, и выходы рыбы на приманку хорошо видны… Но как-то раз попал на Урге в ситуацию: голавли «со всех ног» бросаются к упавшему на воду воблеру, но не берут. Там бы силиконовые «таракашки» как раз и пригодились бы: удобно – не удобно, а полчасика можно было бы и покидать. Теперь маленькую коробку с несколькими таракашками беру с собой и на сплавы – когда-нибудь они обязательно «выстрелят».
Тактика и техника
По сравнению с береговой охотой за белым хищником рыбалка с дрейфующей лодки довольно примитивна. Постоянное движение не позволяет «раздраконить» пассивного хищника, проводка по конкретной траектории в подавляющем количестве случаев может быть одной-единственной. Нет, в принципе заякориться и пробить какой-то элемент речного рельефа вполне реально, но это всегда потеря времени, так что позволить себе такого рода остановки можно всего несколько раз за сплав, а не постоянно. (Если постоянно, то получается уже не ловля сплавом, а ловля с лодки по точкам – тема заслуживающая внимания, но для отдельной статьи.)
Нет смысла перечислять все возможные варианты стоянки хищника – поклевка на малой реке может быть буквально где угодно! Повороты, завалы, травяной островок, вход и выход с переката и, наоборот, вход и выход в ямку, нависшие над водой кусты или ветки деревьев – все это надо чесать, чесать и еще раз чесать. Ну, я ж говорю, что рыбалка примитивная: чем больше забросов и проводок за день сделали, тем больше шансов подержать в руках малоречный трофей: увесистого язя или голавля. Попутно влетает, конечно, и другая рыба: вездесущая щука, окуни, ельцы, красноперки… эти поклевки в целом разнообразят рыбалку на сплаве, но не радуют так, как «громоподобные» удары голавля или солидные кувыркания язя. Престижность поимки двух последних в размере граммов от 800 для меня неоспорима.
О лайтовой экипировке я недавно рассказывал в отдельной статье, так что сегодня подчеркну значение только двух вещей: питьевой воды в достаточном количестве и репеллента. Несколько лет от комара и мошки я использую компактный фумигатор ThermaCell. Посмотрите внимательно на заключительную фотографию данной статьи – это июньский массовый вылет мошки на Керженце. Если попасть в эту «стаю» без репеллента, поверьте, будет совсем не до рыбалки. Кроссовки и штаны до колен обязательно обрабатываю спреем от клещей. Шансов поймать клеща больше, конечно, во время береговой рыбалки, но ведь до реки в любом случае надо еще дойти… Берегите себя!
Напишите комментарий к записи