Нынешний жаркий май вполне можно признать выдающимся: за последние 20 лет я такого не припомню. Обычно волны относительного тепла сменяются волнами холода. Судя по дачному дневнику, 14 и 24 мая позапрошлого года днем летела снежная крупа. Это тоже крайность, конечно, но разок за последний месяц весны температура до нуля (или почти до нуля) падает. Обычно приходится это на цветение черемухи.
И нам бы радоваться долгожданному теплу, но что-то на самом деле тревожно. Дело в том, что это самое тепло (и даже жара, коль скоро речь идет о температуре в 30 градусов) наложилась на маловодье. Старики говорили «большие снега – малые воды». Я долго не верил, но потом убедился – да, это так. Шуба из снега не дает земле достаточно промерзнуть – и весной вся вода уходит прямо в землю, не было нынче ни луж, ни особой грязи. Видимо, сказалось еще прошлое засушливое лето, т.е. почва забрала всю воду себе, оставив водоемы «на голодном пайке».
Еще и энергетики перестраховались – серьезно сбросили воду с волжских водохранилищ, готовясь к бурному паводку, которого на самом деле и не случилось совсем. Но этим ребятам никогда до рыбы дела не было, они живут в каком-то своем изолированном от природы мире, и бог им судья.
Малые реки – тоже без воды. Единственное исключение – Ветлуга. Видимо, там, посеверней, все же земля побольше промерзла – и часть талых вод через речки, болота и ручьи сейчас в Ветлугу и попадает. Тоже никаких рекордов, но все же какие-то нерестилища водой залились, а тут тепло – на Ветлуге с рыбалкой, скорее всего, будет в этом году получше, чем на других реках Нижегородчины.
На среднюю Линду, например, рыба «не зашла». Это из расспросов местных рыболовов и браконьеров – у тех и других худшая весна за много лет. Местная рыба быстро выбьется, новая не зашла и, соответственно, в этих краях не отнерестилась – рыбалка будет еще сложнее… Хотя сложнее линдовской трудно рыбалку представить. Кто плавал, тот знает.
На Керженце чуть получше дела: вода была и немного постояла. Про Узолу не знаю – ни гидропоста там нет, ни знакомых рыболовов. Кудьма больше других речек страдает от сбросов всякой гадости, да тут еще разлива не было (по словам местного худший за 30 лет) – но здесь от участка много зависит: где-то совсем пусто, а где-то какая-то рыба осталась. Важно в этих условиях правильно выбирать объект охоты и участок ловли. По такой жаре и низкому уровню травой Кудьма и другие речки юга Нижегородской области забьются очень быстро, это тоже успеху рыбалки способствовать не будет.
На Чебоксарке тоже без воды. Года три назад мы ОСЕНЬЮ ловили щуку и леща с разлагающейся икрой – похоже, в этом году ожидает что-то подобное. Та же щука, хоть и считается «экологически пластичным» видом, но и ей какой-никакой подъем воды нужен – иначе сбрасывает икру в неподходящих условиях и подавляющая часть этой икры оказывается мертвой.
Что может спасти ситуацию. Нересту уже ничего не поможет, а нормальной рыбалке могут поспособствовать летние дожди. Не кратковременные ливни, а затяжные – таких в прошлом году в наших местах не было совсем. Проходят дожди, вода освежается, поднимается ее уровень, рыбу начинает «колыхать» - шансы на успешную рыбалку повышаются. По теории дрифта лучшее время – начало подъема воды. Наверное. Но у меня наиболее удачные рыбалки случались в конце кратковременных паводков: плюс 5-10 см к ординару.
В общем, буду готовиться к худшему и надеяться на лучшее: на пластичность нашей ко всему привычной рыбы, на дожди, на правильно выбранные маршруты. Вчера слышал стрижей, иволгу и коростеля – значит, именно вчера в наши края за аномально жаркой весной пришло настоящее лето.
Такая же ситуация и у нас, в Ульяновской области. Перекат, где обычно ловить голавля начинаю в середине июня, уже окупирован лобастым. Тем-ра воды +16. По судаку думаю всё будет очень плохо. Щуку подчистят, ту что осталась с прошлых лет. Остается только голавль, язь и окунь.
drdrew,
Для меня, похоже, еще более актуальны малые реки будут. Да, на иных рыбы крайне мало, но и прессинга почти нет, а на лайт-ультралайт обязательно что-то ловится.
С волжским окунем у нас уже в прошлом году были большие проблемы. С учетом новых вводных, похоже, еще сложнее будет.
Сюда же...
22.05.2019
По оценкам Росрыболовства, 2019 г. может стать одним из худших для рыбных запасов Волги. Объем и продолжительность сбросов воды в речную систему недостаточны для нормального нереста и выживаемости молоди.
Ситуацию с весенними попусками воды в Федеральном агентстве по рыболовству оценивают как крайне неблагоприятную. «Текущий год для Волги, мы считаем, будет, может, не катастрофичным, но очень близким к этому», - заявил журналистам замглавы ведомства Василий Соколов. Он напомнил, что об этой проблеме заместитель министра сельского хозяйства – руководитель ФАР Илья Шестаков докладывал президенту на совещании в Ахтубинске.
Пока худшим годом, по данным отраслевой науки, считается 2015-й. Как сообщается, специалисты Волжско-Каспийского филиала ВНИРО оценили ущерб для рыбных запасов от маловодья на уровне 12 тыс. тонн. Но текущий год может превзойти этот печальный рекорд. Хотя по объемам попуски, например, в низовьях Волги прогнозируются немного больше, чем в 2015 году, продолжительность сброса намного короче, и в итоге нерест будет крайне слабым.
Сравнение результатов выживаемости молоди в маловодном 2015 г. и в 2016 г., когда ситуация с половодьем была близка к оптимальной, показало огромную разницу. «Условно говоря, 90% выживаемости было в 2016 году и только 1,7% в 2015 году», - привел данные исследований замруководителя ФАР. - «В самом грубом приближении это тысячи тонн не выжившей рыбы».
Росрыболовство уже не раз заявляло, что межведомственная рабочая группа, регулирующая режимы работы водохранилищ Волжского-Камского каскада при принятии решений почти не учитывает интересы рыбного хозяйства. В федеральном агентстве рассчитывают, что по итогам совещания в Ахтубинске будет дано поручение скорректировать этот механизм, чтобы с определенной периодичностью хотя бы в отдельные годы решения рабочей группы соответствовали рекомендациям рыбохозяйственной науки.
Fishnews
Напишите комментарий к записи