ОЗЕРА И РЫБАЛКА В ХАКАСИИ

Как-то на работе, сослуживица жены похвалилась, что ездила в Хакасию на оз. Большое, Сундуки и другие интересные места и хорошо с мужем провели там время, а мужу удалось неплохо порыбачить на местных озерах. Озера и рыбалка в Хакасии очень интересна. Жена загорелась этой идеей и предложила, взяв сына, всей семьей в конце июля 2010 года съездить в Хакасию. Ну а я, как старый рыбак, приготовил все, что необходимо для поимки хищных рыб: спиннинг, блесны, рыбацкие принадлежности.
Решили ехать дикарями, взяли палатку, газовую плитку, посуду и т.д.

Закат на реке Чулым. рис 1

Резиновая лодка в машину не вошла, о чем впоследствии я не раз пожалел. По карте наметили маршрут по хорошей трассе: Новосибирск-Ачинск-Ужур-Парная, сразу до оз. Большое в Хакасии и на машине двинулись в путь. Первую ночевку сделали под Ачинском на берегу реки Чулым.
Поставили палатку, поужинали и осталось немного время на рыбалку и я порыбачил на спиннинг, поставив блесну-вертушку на отводной поводок. Течение в реке было сильнее, чем в Оби и мне пришлось подбирать груза для снасти. А я, для рыбалки на озерах, взял спиннинг с тестом 5-25 грамм, так-что наибольший вес груза сильно волокло по течению реки.

Но мне все-же удалось поймать одного неплохого окуня, до того времени, пока этот груз я не оборвал. Дальше экспериментировать я не стал, уже было довольно темно.На следующий день мы доехали до озера "Большое". Название озера оправдывает его габариты. Открылась красивая панорама, с протяженным на многие километры,озером. Вода в озере была чистая, прозрачная, не в пример озерам новосибирской области. Озеро окружает березовый лес с одной стороны и небольшой горой и степью с другой. По берегам расположено много гостиничных комплексов и домиков. Далее видно еще одно небольшое озеро под названием "Малое". Мы попытались проехать к воде между озер и найти не платное место для стоянки, но у берега были кочки.

Поколесив, мы нашли не плохое место для палатки и отдыха между горой и озером. Жена с сыном сразу пошли купаться и я увидел, что мель идет далеко в воду и без лодки кидать спиннинг бесполезно. Недалеко от нас остановилась пара из Красноярска, которая, как я узнал позже, каждый год приезжает отдыхать в Хакасию.

рис 2. Озеро «Большое»

Вадим, так звали мужчину, рассказал мне как доехать до места, где можно половить щук и окуней.Необходимо было ехать по маршруту: Парнас- Ужур-Копьево-Шира-Июс. Доехать до поселка "Июс", проехать площадь в центре, потом на право вдоль до большого перекрестка и снова направо, чтоб не переезжать переезд. Доехать до седьмого конечного котлована и перед ним правее будет озеро, а с противоположной стороны домик.Если ехать дальше вправо, то в конце дороги увидите еще одно озеро, а слева узкая протока в которой обитает линь.Местные говорят, что линя ловили до 5 кг на длинного червя. В озере живет щука и окунь. В этом озере мне удалось на самодельную блесну поймать щуку на 800 грамм и окуня, которые я отдал внучке местного деда, пришедшего на рыбалку.

Сундуки. рис 3
Дед ловил щук на блесну, сделанную из столовой ложки. Получилась не плохая блесна, которая, при своем вращении, не цеплялась за водоросли, прорезая их. Далее с Июса вернулись в Копьево и поехали в сторону Ширы до указателя на озеро "Тус". Объезжаем турбазу и мы на озере. Это большое,соленое, лечебное озеро. На дне озера и по берегу-лечебная грязь, которая лечит от многих болезней суставов и гинекологии.Есть домики на берегу, где за плату можно остановиться. Мы разбили палатку на берегу у самого озера, купались и мазались грязью три дня.

При желании можно ездить с соленого озера и рыбачить в Июсе, оставляя палатку у озера "Тус". В 30 км от Ширы находится озеро "Черное", а по пути можно заехать в долину, окруженную горами, в центре которой и есть "Сундуки". Это строения из камня с правильными квадратными вершинами похожими на строения майя и ацтеков. Местные считают. что они населены духами. Я остановился у подножья горы, а жена с сыном сделали восхождение наверх, затратив на все примерно два часа. Сверху хорошо видны каналы, опоясывающие гору и похожие на иероглифы. Далее наш путь лежал на озеро "Черное", которое расположено в четырех километров от села "Новотроицк". Горы подступают близко к берегам этого овального озера с топкими берегами, но есть хороший подход с восточной стороны. В Новотроицке находится известный в Хакасии фитоцентр.

Рыбачить, по рассказам местных рыбаков, можно с берега и лучше с лодки. Особых условий для туристов нет, но есть гостиница, санаторий, частный сектор в селе. В рыболовном магазине я узнал, что местные рыбаки ездят на рыбалку на платное озеро "Рейнголь" в 16 км от села, но дорога плохая.

Рис 4. Озеро Рейнголь
В озере есть щука до 1,5 кг, которая хорошо ловится в тростнике с лодки. Также щука ловится и с берега в том месте, где выезжаешь через шлагбаум. Окунь водится мелкий, а по ночам на кукурузу можно поймать карпа на 2-3 кг. Побыв на этом рыбном озере и, половив щук, мы решили завершить наш маршрут поездкой на озеро "Инголь", самое чистое озеро с прозрачной водой. Дорога до него лежала от озера Черного. Народу на озере было много, но мы нашли место в сосновом лесу для палатки и машины. Я сразу заметил, что люди привезли с собой помногу 5 литровых фляжек и набирали воду из озера. Оказалось, что вода в этом озере с присутствием серебра и используется в лечебных целях. К берегу подплыла резиновая лодка с двумя рыбаками.

На мой вопрос об улове они ответили, что рыбачили на глубине около 9 метров и видно дно и насадку, так что рыба все видит и не клюет. Позже у местных я узнал, что из-за прозрачности воды, рыбачить надо , начиная с 12 метров. Из мирных рыб ловится карась, сорога, пелядь, ряпушка. На малька с лодки можно поймать окуня, щуку.Максимальная глубина озера 36 метров. Рядом с ним находится еще небольшое озеро, где можно поймать карася, но местные там не рыбачат. На этом наше путешествие закончилось, пора возвращаться назад.