ИЗВИНИТЕ !
Чтобы выполнить действие, пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь.
ПОДПИСКИ ЛУЧШИЕ ЗАПИСИ ВСЕ ЗАПИСИ

Литературная рыбалка. Выпуск 1

Литературная рыбалка. Выпуск 1
О жанровом разнообразии


Сегодня открываю в блоге отдельную «долгоиграющую» тему, которую буду время от времени развивать. Прежде всего она рассчитана на тех, кто кроме рыбалки любит литературу (вообще и о рыбалке в частности) – и сам собирается попробовать свои силы на поприще рыболовной журналистики или, паче чаяния, написать нечто с претензией на художественность. Первая часть разговора – о возможных жанрах в рыболовной литературе.


Роман – это не про нас. Те, кто дойдет до написания романа, вполне обойдутся без моих советов. А в качестве примера – роман Алексея Штерна и Евгения Константинова «Факультет рыболовной магии» - простое легкое чтиво, как раз для пары-тройки долгих зимних вечеров. Ну, "Рыбаки" Григоровича еще можно почитать - удивиться убогости жизни героев и понять, что наше «плохо» - об этом тогда просто даже не мечтали. Все мечты – новую избу вместо развалившейся поставить…
Повесть. Хемингуэй «Старик и море». Гимн рыбной ловле и стойкости человека. Просто перечитайте – и поймете тщетность собственных писательских потуг. Шутка. Великая повесть как раз и учит: если сильно захотеть – можно в космос полететь. Но в целом тоже очень сложный жанр, к которому лучше идти через рассказы и очерки.
Рассказ и очерк. Первый – динамика, выдумка, фантазия, неожиданный поворот, а по большому счету – фикшн, небывальщина. Десять лет назад я выпустил сборник своих рассказиков, а знакомые почему-то подумали, что это очерки, эпизоды моей собственной жизни – и заколебали меня вопросами: когда это было, да в каком месте ловится такая рыба, и где такое-растакое озеро… т.е. отказывали мне в способности что-то придумать - даже немного обидно было, но больше было смешно. Идеальным очерком можно признать «Золотой линь» Константина Паустовского – писателя, который вообще в своей жизни ничего не придумал, не писал «из головы», но который много ездил по свету, много подмечал, чувствовал – и вот такие очерки и повести «про себя» писал – и у которого, безусловно, можно и нужно учиться. Рассказ – допустим, «Злоумышленник» Антона Павловича Чехова. К Чехову по всяким-разным поводам, я думаю, мы еще не раз вернемся. А пока…
Методическая статья. Автор несколько лет кропотливо собирает материал по какой-то теме, а потом обобщает собственный опыт – и делится с заинтересованными лицами. Основной жанр рыболовных журналов. Самое главное в методической статье – наличие интересной ФАКТУРЫ: наблюдений, предположений, выводов, статистики… Плюс качественный фоторяд. Большинство умелых опытных рыболовов – ни разу не литераторы. Но если автор предоставил массу интересной и хоть как-то структурированной фактуры, грамотный редактор сможет сделать из нее приличную статью.
Репортаж. В современной классификации – интернет-отчет. Сочинение на тему «Где я был и что я делал». Почему отчеты одного автора принимаются «на ура», а отчеты другого постоянно игнорируются? «Секретов» несколько. Главный – весомость информационного повода. Кто-то про щук «за десятку» пишет, а кто-то про пескариков, первая тема, само собой, выигрышней, но ведь такую щуку еще сначала поймать надо… От стиля тоже много зависит: один автор получше пишет, поживей, с уместной шуткой юмора – и даже если с трофеями у него напряг, читать в любом случае приятно. Краткость изложения – еще один «секрет», но об этом качестве мы поговорим как-нибудь отдельно. Опять же, фото. Хороший фоторяд очков хорошему репортажу добавляет, плохой - впечатление портит.
Заметка. По-нынешнему - интернет-сообщение. На первый взгляд кажется, что нет ничего проще. На самом деле в несколько строк уместить максимум полезной информации – это настоящее искусство, и немногие им владеют. Я десять лет тренировался, раз в неделю посылая заметки о клеве в Нижегородской области в «Российскую охотничью газету» - невероятно полезная школа. Перестал, когда у нас появился EF, а вот теперь подумываю, не вернуться ли к еженедельным «тренировкам» - дисциплинирует…
На сегодня, пожалуй, все. В следующий раз поговорим о каком-нибудь другом аспекте литературной рыбалки.

  • 4
  • 1616
Нижний Новгород
4 комментария

  • Владимир Герасимов
    17 ноября 2016 г. 23:07 #
    {{ c248777 }}

    Идея очень хорошая. Может, именно на этих страницах появится (или сможет развиться) новый интересный автор. Сейчас пишущих много... но лучше бы многие из них и не брались за перо - скучно, грустно, не цепляет.... мы об этом часто говорим на рыбалках...

    • Дмитрий Соколов
      18 ноября 2016 г. 14:31 #
      {{ c248793 }}

      Владимир, день добрый.

      Да, иногда так и бывает: ведет человек блог, ему предлагается (или он сам предлагает) написать статью в журнал. В итоге часть блогеров авторами журналов становятся, часть - нет. Все же между записями в блоге и полноценной статьей довольно большая дистанция, преодолеть которую хотят и могут далеко не все. Но это нормально. Есть невероятно сильные рыболовы, не опубликовавшие в жизни ни одной статьи. И это тоже нормально.

       


  • Владимир Герасимов
    19 ноября 2016 г. 11:16 #
    {{ c248814 }}

    Дмитрий!  У меня есть знакомые рыболовы, которые являются мало того, что отличными рассказчиками, так и на бумагу неплохо все свои мысли излагают. Но вот заставить их написать полноценную статью  невозможно. Сразу у них возникают сомнения

    - зачем?

    - будут насмехаться, типа - писатель?

    - нет времени

    - лень

    - пробовал - но застревал на полпути, и бросал..

     Развить будущих интересных рыболовных журналистов получается невозможно, нужен некий "куратор", который возьмёт над ними шефство и часть своего времени посвящать обучению и наставлению...

    • Дмитрий Соколов
      19 ноября 2016 г. 12:02 #
      {{ c248815 }}

      Владимир, так редактор и есть этот самый куратор. Со многими классными рыболовами, а ныне довольно известными рыбжурналистами пришлось изрядно повозиться, прежде чем у них стало получаться. Это по линии НР. А когда затевали EF, я был уверен в изначально высоком профессиональном уровне приглашенных в журнал экспертов - но я ошибался: многие из них не знали элементарных вещей - и тоже пришлось работать. Уровень некоторых прилично подрос, некоторых - остался на том же уровне (трудно научить чему-то КК или Сикиржицкого, например), и лишь единицы позволили себе расслабиться и писать "левой ногой" - с ними пришлось расстаться. К вынужденному сокращению авторов по финансовым причинам в последний год это не относится, конечно.

       


Напишите комментарий к записи