ИЗВИНИТЕ !
Чтобы выполнить действие, пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь.
ПОДПИСКИ ЛУЧШИЕ ЗАПИСИ ВСЕ ЗАПИСИ

Судовое оборудование

Следует понимать, что оборудование любой лодки или катера, это всегда поиск компромисса между вашими запросами, нашими возможностями, к возможностям судна и коварству водной стихии.


Купить катер — это полдела! Важно правильно и эффективно укомплектовать его необходимым оборудованием и аксессуарами, так чтобы это было современно и экономно, удобно и достаточно для его эксплуатации. В данной статье мы попробуем вам рассказать о различном оборудовании, которое входит в нормы оснащения маломерных судов поднадзорных ГИМС, оборудование для управления лодкой, а также много видов аксессуаров, которые необходимы (как только это не называют: судовое оборудование, опции, принадлежности, доп. оборудование, но смысл остается одним).

Катер можно, конечно, забить всякими аксессуарами так, что передвигаться в нем станет невозможно. Установка всего оборудования, имеющегося в продаже, может очень сильно ударить по бюджету, нередко при этом в жертву приносятся и конструктивное оформление судна, и удобства эксплуатации, и даже здравый смысл. Чтобы уберечь вас от спонтанных покупок для этого и существуем мы.

Мы, при продаже лодки или катера, никогда не пытаемся «навялить» вам все что нужно или не нужно (иногда мы отговариваем от покупки того или иного аксессуара). Мы стараемся объяснить, что вот это вам нужно, а это в ходе эксплуатации, вы поймете нужно или нет. Поверьте, мы опираемся только на свой опыт.

Статья получится очень длинной, но если вы дочитаете ее до конца, узнаете много полезного и интересного.

Оборудование, которое входит в нормы оснащения маломерных судов поднадзорных ГИМС

В таблице представлено все то, чем должно укомплектовываться ваше судно, а мы покажем, как это выглядит и для чего.

1. Индивидуальные средства безопасности — это спасательные жилеты или спасательные нагрудники. Они могут спасти вашу жизнь. Не зря говорят, что вода ошибок не прощает.
Детский жилет — здесь не следует экономить. Это ваши дети. И нужен именно спасательный жилет, где блоки плавучести находятся на груди, обязательно есть подголовник, а застёгивается и спереди, и снизу. И даже если ребёнок на ходу выпадет из мотолодки (а на разворот нужно время), то его в воде перевернёт на спину, и голова останется на подголовнике. Не рискуйте здоровьем близких людей!

2, 3, 4. Конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 15 метров или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров.

Конец Александрова — средство для оказания помощи утопающим. Представляет собой плавучий тонкий корабельный трос, обычно из полипропилена, длиной около 30 м, с петлёй диаметром около 40 см и двумя поплавками ярко-оранжевого цвета.

Спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров. Например, круг спасательный из пластика и круг «Подкова» из пенополиэтилена. Второй более компактный, занимает мало места в лодке, и его можно использовать как мягкую накладку.

5. Гребное устройство (весла, весло-гребок или багор-весло) — тут мы думаем объяснять не нужно, все представляют, что такое весла. В примерах только, как выглядит весло-гребок и багор-весло.
6. Якорь с якорь-тросом (с якорь-цепью) — об этом мы расскажем ниже, в якорно-швартовом оборудовании.
7. Огнетушитель. В некоторых катерах, например таких, как «Сильвер», идут в базовой комплектации.
8. Черпак или ручной насос.


Черпак позволяет отчерпывать воду и выливать ее в ведро не расплескивая. Есть много видов, плавающие (изготовлен из пластмассы, имеет положительную плавучесть), черпак-воронка (изготовлен из пластмассы, ручка черпака заканчивается пробкой, отвернув которую черпак можно использовать в качестве воронки, в дно черпака встроена сетка для удержания мусора). Сказать проще, любой ковшик — это черпак.


Ручной насос — это, как правило, жесткозакрепленный насос, приводимый в работу мышечной силой. Мы условно назвали этот вид помп ручным, так как существует масса исполнений насосов с ножным приводом, действующих аналогично «лягушке» надувной лодки. Большинство ручных помп основано на диафрагменном принципе работы. Конструктивно можно выделить ручные помпы, выполненные в виде велосипедного насоса, помпы с педальным приводом и помпы с рычагами. Рычаги привода насоса помпы могут быть съемные и стационарные.

9. Оборудование для откачки воды из трюма. Об этом мы расскажем ниже в осушительной системе.
10. Ведро на 10 литров. (Без комментариев).
11. Звукосигнальное устройство. В пояснениях ГИМС написано — допускается замена на свисток спасательного жилета в моторных маломерных судах до 6 м. Все, что длиннее 6 метров должно иметь звукосигнальное устройство.
Их достаточно много — электрические и воздушные, бюджетные и дорогие. Кстати, некоторые владельцы, например, покупая горн (электрический двухтональный), покупают еще один, себе на автомобиль.
12, 13. Электрический фонарь белого света или две ракеты сигнала бедствия красного цвета (можно заменить фальшфейером, мы узнавали).

Электрический фонарь белого света — это ходовые и стояночные (топовые) огни. Их такое количество, что все описывать просто долго, утомительно и, наверное, невозможно. Тут выбор за вами. Цена зависит от производителя, комплектации и цвета.

Примечание ГИМС — маломерные суда, не оборудованные сигнально-отличительными огнями, соответствующими требованиям ППВВП, в условиях ограниченной видимости и от захода до восхода солнца к пользованию запрещены.


Ракеты сигнала бедствия красного цвета или фальшфейеры.

Примечание ГИМС — наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега.

Оборудование, которое необходимо, которое можно установить, а также полезные и приятные излишества
Мы попробуем охватить в описании различное оборудование, разбив его на разделы.

Каждый владелец лодки хочет научиться технически правильному уходу за ней, кроме того, по мере эксплуатации возникает желание оснастить свое судно дополнительным оборудованием. Достаточно простые операции вполне по силам сделать самому судовладельцу — при наличии настоящего желания и соответствующих знаний и практики. Более сложные установки, все-таки лучше делать специалистам.

Конечно, не на каждом судне удается разместить все, что хотелось бы иметь в плавании. Если, однако, судно эксплуатируется в соответствии со своим назначением, районом плавания и вместимостью, то можно говорить об определенном оптимальном уровне его оборудования — стандарте комфорта. Состав этого оборудования определяется следующими основными требованиями:

Рациональность — на любом судне, независимо от его назначения и размеров, не должно быть ни одного предмета, необходимость в котором не установлена абсолютно.
Целесообразность — каждый элемент оборудования должен наилучшим образом отвечать своему основному назначению и, кроме того, нести вспомогательные функциональные нагрузки.
Компактность — имеется в виду не просто малый объем, но и габариты, удобно вписывающиеся в обводы корпуса.
Эстетическая сторона имеет также немаловажное значение для обеспечения необходимого уровня комфорта на судне, при этом следует руководствоваться выработанными практикой стандартами и образцами.
Оборудование управления судном
Система управления для маломерных судов состоит из рулевой системы (управление поворотом) и системы управления двигателем. Конструктивно системы рулевого управления бывают механические, электрические и гидравлические. Система управления двигателем включает в себя: контроллер и тросы управления газом/реверсом.


Механические (часто идут в базовой комплектации) — редуктор (механический рулевой привод) + рулевой трос (штуртрос) + рулевое колесо (штурвал) + рулевой рычаг (на сленге его называют «кочерга»). Цена зависит от производителя, мощности мотора, длины и марки троса, а также большую роль будет иметь цена штурвала. Следует заметить, что при установке мотора мощностью 30 л. с., необязательно ставить редуктор для мотора 90 л. с. — зачем тратить лишние деньги.

Цена штурвала также зависит от качества и производителя. Рулевые колеса совместимы со всеми рулевыми приводами независимо от мощности. Необходимо помнить, что некоторые рулевые колёса поставляются отдельно от втулок.

К основным преимуществам механических систем рулевого управления судном можно отнести сравнительно невысокую стоимость комплекта, простоту установки и возможность выбора из широкого ассортимента изделий.

К недостаткам этих систем следует отнести ограничение в возможности их применения для моторов большой мощности, чувствительность рулевого троса к количеству перегибов и ограниченный ресурс их использования.


Гидравлические, для моторов большой мощности (часто идут в базовой комплектации). Стандартный комплект гидравлической системы управления состоит из следующих элементов: помпа рулевого привода, гидроцилиндр, гидравлические шланги, рулевое колесо.

Помпа рулевого привода представляет собой ручной плунжерный масляный насос с валом, на котором крепится рулевое колесо. В зависимости от направления вращения вала помпа подаёт масло под давлением к соответствующим полостям гидроцилиндра смонтированного на подвесном моторе.

Гидроцилиндр предназначен для преобразования энергии давления масла в энергию поступательного движения поршня и представляет собой цилиндрическое устройство, разделённое поршнем со штоком на две полости. При увеличении давления масла в одной из полостей поршень перемещается в противоположную сторону, прикладывая вращательное усилие к подвижной части подвесного лодочного мотора.


Рулевой рычаг (обычно идет в комплекте с двигателем) — классифицируется применительно к маркам лодочных моторов. Некоторые из них предназначены для работы в системе управления несколькими моторами одним рулевым редуктором.

Системы управления двигателем судна
Контроллеры (машинка газ-реверс) управления двигателем судна (обычно идут в комплекте с двигателем). Функционально контроллеры могут быть предназначены для управления одним или двумя двигателями одновременно. Конструктивно контроллеры для управления газом/реверсом одного двигателя могут быть с двумя рукоятками для раздельного управления газом и реверсом либо с одной рукояткой для «одноходового» управления обеими функциями. Некоторые модели контроллеров могут быть снабжены кнопкой управления трим-функцией двигателя.

Следует помнить, что не ко всем лодочным моторам можно подключить систему дистанционного управления.

Тросы управления газ-реверс (придется точно покупать, т. к. не идут в комплекте ни с мотором, ни с лодкой, потому что производители моторов не знают длину лодки, а производители лодок, не знают марку мотора).

Марка тросов выбирается в зависимости от марки лодочного мотора, а его длина определяется в зависимости от длины и конструктивных особенностей лодки.

Все тросы управления газом/реверсом делятся на три группы:

к первой группе относятся тросы «С2», «С8», «MachZero». Они предназначены для использования в системах управления газом/реверсом моторов «Yamaha», «Tohatsu», «Suzuki», «Honda», «Nissan», «Selva», «Force». Тросы «С2» и «С8» отличаются друг от друга только диаметром. Трос «MachZero» в отличие от стандартных тросов имеет усовершенствованную конструкцию сердечника и внутренней оболочки троса. Эти элементы изготовлены из нержавеющей стали и покрыты полимерными материалами, снижающими сопротивление трения троса. Они обеспечивают дополнительную плавность хода и износостойкость.
Ко второй группе относятся тросы «С5», «Mach5». Они предназначены для использования в системах управления газ/реверс моторов «Mercury».
К третьей группе относится тросы «С14», «Mach14». Они предназначены для использования в системах управления газом/реверсом моторов «Johnson», «Evinrude».
Следовательно, цена варьируется от длины и производителя.

Осушительная система
Вода, так или иначе, попадает внутрь кокпита. Чем выше волна, по которой идет катер, тем больше образуется брызг. Конструкция катеров направлена на то, чтобы оградить кокпит от попадания забортной воды, но на практике, вода в той или иной степени попадает.

Дождь — одна из серьезных опасностей для лодки. Очень часто приходится встречаться с ситуацией, когда на стоянке с лодки срывает часть тента и дождевая попадает в кокпит. Вода в лодку попадает не только при движении или из-за дождя. Мелкие пробоины корпуса приводят к течам. Это наиболее опасная причина нахождения воды в кокпите. Кроме того, купающиеся члены команды приносят воду на себе. Интенсивная рыбалка также приводит к попаданию воды в кокпит. Из всего этого следует, что вода в лодке все-таки будет и этого не избежать.

Трюмная помпа для удаления воды из катера — это аксессуар, к которому уже многие привыкли, а т. к. вода в лодке влияет на мореходные качества судна. В первую очередь это относится к скорости и экономичности мотолодки из-за дополнительного веса воды. Большой объем забортной воды в лодке приводит к уменьшению остойчивости судна. В конце концов, вода в лодке промочит ваши вещи и приведет к тому, что пол станет скользким. При волнении — это небезопасно. Заливание лодки водой может привести к ее затоплению.

Конструктивно насосы подразделяются на ручные и с электрическим приводом. Электрические трюмные помпы снабжены электромотором, приводящим насос в работу. Эти помпы более удобны в работе. Выключатель электрической помпы выносится на панель переключателей и может включаться в любое удобное время. Сливные отверстия таких помп могут располагаться на некоторой высоте, чтобы в них не попадала забортная вода. Помпы могут подключаться и через обратные клапаны. Схема подключения помпы с обратным клапаном позволяет располагать сливное отверстие практически в любой части корпуса лодки.


А вот если лодка находится на причале, на воде, то тут удобнее всего поставить электрическую помпу, оснащенную электронным или механическим механизмом контроля наличия воды в лодке и отключения. Автоматические лодочные трюмные помпы — наиболее удобный способ откачки воды, практически не требующий участия человека.

Основной характеристикой осушительного насоса является его производительность. Метрическая система предполагает измерение этого параметра в литрах в час, английская — в галлонах в час. Производительность трюмной помпы выбирается в зависимости от забрызгиваемости кокпита и от обычной интенсивности осадков. Не стоит переплачивать за мощную помпу, которая будет включаться для откачки 5 литров воды за выезд.

Помпы устанавливаются в места наибольшего скопления воды. Если это невозможно и позволяет конструкция лодочной помпы, ее можно разместить в любом месте, а к самому низкому месту кокпита подвести водозаборный шланг.

Топливная система

Для работы двигателя ему необходимо топливо. Вот тут и нужен бензобак. Он подбирается в каждом случае отдельно, так как все зависит от объема двигателя, конструкции судна, условий эксплуатации. Пример, если планируется долгий переход, то вполне рационально ставить бак больших объемов.

Критерии при выборе бака:

Прочность бака — он должен быть стойким к механическим повреждениям.

Объем бака — необходимо рассчитывать соотношение объема имеющегося бака и расхода бензина. Вы не на дороге, где заправки, встречаются часто, а значит, пребывая на водоеме, дозаправиться возможности не будет. Поэтому — либо большой бак, либо всегда под рукой запасная канистра с топливом.

Материал — стоит приобретать бак для топлива, который сделан из специального пластика, или алюминия, т. е. прочный. Так как бензин и масло, по сути, токсические вещества, то со временем, та же самая некачественная пластмасса может испортиться. А это уже чревато последствиями.

Внутреннее давление — это неприятная особенность в топливных баках. Правильно установленный бак, должен уметь его сбрасывать. А так как катер или лодка используется не только в дождливую погоду, но и в солнечную, то в процессе нагревания стенок бака, топливо испаряется, что ведет к повышению давления. Если бак не будет иметь такую особенность, то пожароопасность будет слишком высока.

Топливные баки бывают двух типов — мягкий и твердый. Для мягких баков используется материал (пластмасса), который обладает герметичностью, при этом в пустом состоянии, он имеет плоский вид. Как только в емкость попадает топливо, она начинает приобретать форму. Но сразу стоит отметить, что данный тип емкости стоит далеко не дешево, поэтому и ставят их в основном на военные или спасательные суда. Твердый бак может быть выполнен из алюминия, нержавеющей стали или пластмассы. Твердые модели удобны тем, что их можно встраивать непосредственно в катер или лодку, но по желанию можно приобрести и переносной бак (такие баки идут не больших объемов). В основном баки имеют форму прямоугольника, который имеет горизонтальное положение.

Монтаж (очень часто баки идут в базовой комплектации). Конечно, лучше всего установить его на заводе, часто его устанавливают продольно под пайолом, что экономит место в лодке. Когда это невозможно, то устанавливают обычно в кормовом отсеке (поближе к двигателю) горизонтально. Не стоит забывать и о контроле количества топлива в баке (это позволит не заглохнуть посреди водоема в самый ответственный момент).

Стоимость зависит от материала, объема, дополнительных возможностей, производителя.

В заключении мы хотим привести пример расчета установки комплекта стационарного топливного бака на 42/47 литров, с новым мотором (значит, груша со шлангом идут в комплекте) например Yamaha.

Цены представлены на март 2016 года.


Топливный бак (это просто канистра). Полезный объём его — 42 л, длина — 65 см, ширина — 35 см, высота — 22 см. Стоимость — 10 639 руб.
Производитель: «Ceredi», Италия.


Комплект ремней для крепления баков к корпусу — 2274 руб.
Производитель: «Ceredi», Италия.

Адаптер для топливных баков «Yamaha» (устанавливается на бак, дальше к шлангу с грушей) — 487 руб.

Горловина вентиляционная с круглой головкой (служит как раз для того, чтобы избавиться от внутреннего давления) — 623 руб.


Заливной топливный патрубок для стационарных баков бывает прямой и под 90 градусов (навинчивается на бак и соединяется шлангом заливным с заливной горловиной) — 797 руб.


Горловина топливная 50 мм, пластик (устанавливается на борт) — 615 руб.


Датчик уровня воды/топлива 200 мм (устанавливается на бак) — 1608 руб.


Указатель уровня топлива (позволяет контролировать уровень топлива) подходит для всех видов топлива, датчиков и отображения уровня жидкости в топливном баке — 1369 руб.


Шланги, хомуты, провода — 2000 руб.


Подведем итог: изначально посмотрев на цену бака — 10 369 руб., а затем, докупив все аксессуары, вы получаете сумму — 20 412 руб., и это без стоимости установки.
Помните, бак — это удовольствие недешевое.


К топливной системе также можно отнести и такой аксессуар, как фильтры-сепараторы топливные. Мы знаем, что некоторые фирмы, не дают гарантию на мотор без его установки. А это полезная вещь на вашем катере. Вы знаете качество нашего топлива? Помните, наверное, чем разбавлял бензин Василий Алибабаевич, из фильма «Джентльмены удачи»?

Якорно-швартовое оборудование

Якорно-швартовное оборудование предназначено для удержания судна на месте в точке якорной стоянки. Наше мнение, что без якоря уходить от берега нельзя. В солнечную и в штормовую погоду, а при неисправном моторе, это вообще может оказаться единственным средством спасения. Про рыбаков мы говорить не будем, они и так все знают. Но многие, не понятно почему, по-прежнему используют «различные» виды якорей (камни, железные болванки). Но держащая сила такого якоря в сильный ветер или течение проиграет правильно подобранному и установленному якорю.

Немаловажное значение имеет и цена якоря! Пример: Якорь складной 6 кг, изготовленный из оцинкованной стали — 2700 руб., и такой же, изготовленный из нержавеющей стали 15 900 руб., из этого выплывает обратная сторона: при хорошем зацепе, в экстренной ситуации, его придется оставить коряге в подарок. Это сколько же надо поймать рыбы, что бы «отбить» цену якоря?

К подбору веса якоря нужно отнестись серьезно, если у вас небольшая лодка, то какой смысл возить с собой тяжелый якорь «Матросова», или, наоборот, на большом катере держать якорь «кошку» на 3 кг. Необходимо выбирать якорь, соответствующий размеру и весу судна, с нужной длиной веревки или якорной цепи. Формула проста W = (8÷10) × ∛D², где D будет означать водоизмещение катера. Еще проще вес якоря примерно равен 10% от веса удерживаемого судна или вес якоря = 1% от длины лодки (280 см ⇒ 2,8 кг; 320 см ⇒ 3,2 кг).

Вес лодки с полной нагрузкой, кг Вес якоря, кг Диаметр якорного каната, мм
до 150 1,5 2
150–200 2,3 2,5
250–500 3,5 3
500–750 5,5 5,5
750–1000 7,5 6,5
1000–1250 9 7
1250–1500 11 7,5
Виды якорей

Якорь-кошка. На сегодняшний день, наверное, самый распространённый тип якорей. В силу своей стоимости и компактности. Обратная сторона: при хорошем зацепе, в экстренной ситуации, его придется оставить коряге в подарок.

На больших судах может рассматриваться только в качестве вспомогательного якоря, ввиду небольшой удерживающей силы. Складывающиеся лопасти якоря-кошки минимизируют его транспортировочные размеры, что особенно приветствуется на небольших надувных лодках. Якорь-кошка пригоден для применения на практически любых грунтах. В торговой сети предлагаются якоря массой от 1,5 до 12 кг с дискретностью в 0,5 кг. Для небольших, водоизмещением 200–400 кг лодок, достаточно якоря-кошки массой 4–5 кг. Якорь-кошка может применяться для траления (поиска утопленных снастей и других предметов).


Якорь Плуг. Он же CQR. Считается якорем повышенной держащей силы, наиболее подходящие условия для его использования — на плотном песке или травянистом грунте, где держащая сила будет составлять около 14 кг/с на 1 кг якоря. Существует приблизительная расчётная таблица для якорей «Плуг», согласно которой для судна длиной 7 метров используется якорь 9 кг, менее десяти — 12 кг, от десяти до двенадцати — 15 кг, и на суднах от 15 м — 22 кг.


Якорь Брюса. Бесштоковый однорогий якорь повышенной держащей силы, разработанный шотландской фирмой «Bruce anchor ltd». Якорь Брюса является одной из разновидностей якоря-плуга, в последнее время очень популярного среди рыбаков. Он способен принимать правильное положение без помощи шарнира, а также обладает держащей силой до 30 кг на каждый килограмм собственного веса. Точно подобранная форма и правильно рассчитанная конструкция якоря Брюса гарантируют глубокое заглубление при любом варианте падения на грунт.


Якорь Дэнфорта. Это разновидность станового судового якоря повышенной держащей силы. Он изобретен американским инженером Ричардом Дэнфортом. Якорь Дэнфорта имеет длинное веретено и плоские лапы треугольной формы. При падении на дно он укрепляется не в верхнем рыхлом слое грунта, а уходит глубже и достигает твёрдой основы, где надёжно «держит» судно. Удлинённый шток расположен в нижней части и служит стабилизатором, не позволяющим якорю опрокидываться на бок. Коробка якоря (место соединения лап с веретеном) лишена каких-либо выступающих частей, мешающих зарываться в грунт. Дэнфорт разработал более десятка модификаций своего якоря, от облегчённых (несколько килограмм), до тяжёлых в 7 тонн весом.

Якорь Матросова. На многих маломерных суднах используется якорь Матросова, который состоит из двух подвижных лап, веретена и скобы. Такой якорь прекрасно держит на песчано-илистом дне и грунте, по подтипу якоря Матросова делятся на литые и сварные, по массе изделия могут быть пять килограмм и больше.


Якорь Холла. При однородном грунте можно использовать якорь Холла, изделие состоит из веретена (с прямым или круглым сечением), головы с лапами, штыря (на основе которого происходит вращение головы) и удерживающих штифтов, которые крепят голову со штырями и веретеном. Удерживающая сила якоря обычно превышает массу самого якоря в 4–5 раз, но на неоднородном грунте лапы могут выворачиваться при сильном натяжении каната.


Адмиралтейский якорь. Остается в прошлом из-за своей держащей силы. Да и вес этого якоря приходилось сильно увеличивать для равной силы удержания по сравнению с другими моделями. Поэтому, он теперь используется, в основном, в виде скульптур при входе в музеи. Но на некоторых рабочих судах еще применяют в качестве верпа (вспомогательного якоря) Единственным его достоинством было то, что он мог одинаково работать со всеми видами грунта. Но хорошая работа отмечается только среди зарослей водорослей, а перед отдачей, он требует сборки.

Трос

Отдельного внимания заслуживает трос, на котором будет держаться якорь маломерного судна. При выборе верёвки лучше всего отдать предпочтение жёстким изделиям — такие тросы меньше путаются. К другому концу верёвки необходимо приделать поплавок — это поможет сориентироваться в случае необходимости, если трос улетит за борт. Также, в качестве альтернативы верёвке можно использовать цепь, диаметр которой будет вычисляться по формуле d = 4,7×∛D, где D — показатель водоизмещения судна.

Внимание! При отдаче якоря всегда полезно проверить крепление конца якорного каната к корпусу лодки, чтобы он не превратился в расходный материал. Особо предусмотрительные судоводители к концу каната крепят поплавок, который в состоянии удержать конец каната на плаву.

Роульс

Роульс — это надёжный помощник, служащий для уменьшения трения тросов, он предотвращает их интенсивный износ и делает работу с якорем комфортнее, проще, а главное — безопаснее. Есть универсальные роульсы, равно пригодные для тросов и цепей, так и модели, имеющие определённые параметры: изделия с габаритами от 155 до 950 мм, под якорь малого и большого веса, со стопором, который контролирует и упрощает процедуру фиксации якоря в том или ином положении, или без него. Они изготовлены из износостойкой нержавеющей стали высокой прочности и позволяют добиться максимальной продуктивности при минимуме затраченных сил.
Внимание! Роульс — удовольствие не дешевое, особенно если большой и из нержавейки.

Якорная лебедка

Якорная лебедка — важная часть оборудования для больших и малых судов, особенно, если якорь имеет вес более 20 кг.

Внимание! Наше мнение, что покупку якорной лебедки желательно осуществлять в компаниях, которые обеспечивают гарантийное и постгарантийное сервисное обслуживание и главное помогут с выбором. Продажа якорных лебедок для катеров возможна вместе с дополнительными аксессуарами для якорных лебедок: кнопки дистанционного управления для якорных лебедок, якоря, пульты дистанционного управления для якорных лебедок и многое другое.

Лебедку монтируют в носовой части судна на уровне роульса, через который проходит якорная цепь. Различают три вида лебедок: ручная, с гидравлическим или электрическим приводами.

Ручные лебедки обеспечивают существенный выигрыш в силе при подъеме якорной цепи с якорем. Гидравлические лебедки обычно устанавливают на больших судах, которые имеют гидравлическую систему, используемую для обслуживания нескольких агрегатов. Электрические лебедки устанавливают на различных по водоизмещению судах. Она автономно, при запуске своего электродвигателя поднимет якорь и вытравит его на требуемую глубину.


На маломерных катерах и лодках зачастую используют небольшие компактные лебедки, которые имеют один комбинированный барабан. Такой тип барабана позволяет с легкостью оперировать сразу и тросом и цепью. Однако такая система имеет ряд ограничений. Трос в такой лебедке охватывает часть барабана по этой причине нельзя рассчитывать на то, что лебедка способна втягивать трос. Такая конструкция лебедки может только подбирать трос или отдавать его.

По типу корпуса лебедки делят на врезаемые и те, которые имеют собственный корпус.

У устройств, относящихся к первому типу, электромотор и редуктор располагаются под палубой. Для их установки в палубе прорезается отверстие довольно-таки приличного диаметра.


Устройства, которые относятся ко второму типу, имеют мотор и редуктор, размещенные в собственном корпусе. Для установки таких лебедок в палубе достаточно сделать отверстия под болты крепления. У различных типов устройств плоскость, в которой вращается барабан, может быть расположена по-разному. Наряду с моделями, имеющими горизонтальное расположение барабана, существуют модели, у которых барабан расположен вертикально. Выбор модели во многом зависит от специфики конструкции судна и особенности установки устройства подъема якорного конца. Лебедки с горизонтальной плоскостью вращения барабана чувствительны к вертикальным отклонениям. Лебедки, имеющие вертикальную плоскость вращения барабана наоборот чувствительны к горизонтальному отклонению.

Основные моменты, которые следует учитывать при покупке лебедки.

Наличие функции свободного сброса необходимо в лебедке, так как случаются непредвиденные обстоятельства, которые требуют быстрой остановки судна, а если оставить спуск в обычном режиме, то течение отнесет плавсредство еще на 15 и более метров.
При свободном сбросе якорный канат должен спускаться легко, не буксовать, но важно, чтобы и при подъеме он наматывался на катушку ровно, иначе каждый раз нужно будет прилагать немало усилий, чтобы распутать его.
Тихая работа лебедки немаловажна для рыбаков, так как шум от нее распугивает рыбу и вызывает недовольство пассажиров, рыбаков других суден.
Если на плавсредстве располагается двигатель, единственно возможной подзарядкой, которого является аккумулятор, то необходимо, чтобы лебедка потребляла минимальное количество электроэнергии.
Прочность оборудования: корпус, крышка, шестеренки должны быть изготовлены из стали, покрытой цинком. Не рекомендуется выбирать якорную лебедку с пластиковыми деталями и элементами, так как при воздействии ультрафиолета и других погодных условий, при механических повреждениях, пластиковые корпус и крышка будут растрескиваться, скалываться, приобретут непрезентабельный внешний вид. Пластиковые шестеренки склонны к быстрому истиранию и поломкам.
Буи и кранцы

Кранцем на флоте называется приспособление, смягчающее удары и предохраняющее борта судна от повреждений при подходе к причалу, борту другого корабля или стоянке у них. Стукнуть борт своего катера при швартовке, это всегда неприятность, но стукнуть катер соседа, если он стоит «лимона» три — это большая неприятность. Вот тогда стоит задуматься — нужны ли кранцы?

Наиболее распространены на малых судах мягкие кранцы. Их еще несколько десятилетий назад изготавливали в виде круглого парусинового мешка, набитого крошеной пробкой, поролоном, расплетенными на каболки и раздерганными на нити кусками старого троса, капкой из списанных спасательных жилетов и т. п. Сегодня подобные изделия уже стали атрибутом стильных ретро яхт. Основная же масса заботливых судовладельцев применяет надувные пластиковые кранцы. Их можно найти в любом морском магазине. Аналогичный по исполнению товар — причальные буи, отмечающие место для крепления швартова к цепи мертвого якоря, цены на которые влияет, конечно, и торговая марка, начинаются от 500 руб. и выше в зависимости от размера.

Переоценить удобство и практичность такого вида изделий трудно, потому что в не надутом состоянии они занимают мало места для хранения, что дает возможность обеспечить судно дополнительными кранцами. А широчайший выбор размеров и диаметров позволяет укомплектовать катер практически любого размера и водоизмещения.

Преимущества швартовых кранцев из ПВХ:

надежность и прочность, устойчивость к вредным атмосферным воздействиям солнечных лучей, морского воздуха и воды;
долговечность: поливинилхлорид обеспечивает кранцам срок службы не менее 10–15 лет в зависимости от интенсивности использования и веса корабля;
хороший амортизирующий эффект, предупреждающий удары и повреждения бортов корабля;
разнообразие размеров и расцветок для более эстетичного вида вашего катера: вы можете подобрать подходящие не только по диаметру и длине, но и цветовой гамме кранцы, дополнив их привальными брусьями и прочим судовым оборудованием в тон;
оптимальное соотношение цены и качества.
Электрооборудование
Любая современная яхта, катер или лодка фактически является технически сложным транспортным средством, которое вобрало в себя лучшие достижения современного кораблестроения, обработки металла, а также энергосбережения и электроники. Роль судовой электрики в жизни водномоторников, от износостойкости, надежности и эффективности работы такого оборудования зависит функционирование практически всех систем. Электрооборудование для катеров одновременно вырабатывает энергию, а также распределяет и преобразует ее для потребностей судна, управления и контроля над ним. Фактически, без судовой электрики, даже самая фешенебельная яхта превращается в красивый, но бесполезный кусок железа. Существование современных маломерных катеров без системы энергообеспечения, функционирующей в автономном режиме, не представляется возможным. Качественные электроприборы являются залогом стабильной работы лодки, также они помогают избегать попадания в неблагоприятные экстремальные ситуации.

Мы опишем некоторые категории, т. к. все описать невозможно.

Принадлежности для АБ (аккумуляторной батареи)
Аккумулятор — прибор повышенной опасности, требующий особых условий хранения, из этого следует, что при любых случаях крепление аккумулятора на катере должно быть абсолютно надежным. Обычно, они располагаются недалеко от топливных баков, достаточно маленькой искры, и...

Боксы
Основное различие по размерам, функциям, производителям и конечно ценам.

Выключатель массы
Часто задают вопрос: зачем он нужен?
Ответ: выключатель массы, как ни странно, нужен для выключения массы!

Прожекторы (фары-искатели)

Сегодня при прогулке на катере в темное время существует много опасностей. Ваша задача, вовремя обнаружить их и скорректировать курс судна по безопасному фарватеру. Для этого и приобретают, помощники в этом — прожекторы и фары-искатели. Также необходимо помнить, что на воде вы не одни, поэтому важно максимально обозначить судно для других владельцев катеров. Именно поэтому так важно оборудовать катер или лодку ярким и надежным светом. Мы советуем приобрести прожектор с дистанционной системой управления — инфракрасным пультом или кабелем-джойстиком, чтобы сделать ваши водные прогулки не только безопасными, но и комфортными.

Плиты транцевые. Гидрокрылья (глиссирование под контроль)
Мы взяли описание по материалам сайта «Propeller Magazine».
Перевод Павла Дмитриева (рассказано как нельзя лучше).

Глубоко заблуждаются те, кто полагает, что транцевые плиты и гидрокрылья нужны катерам только в том случае, если судно не правильно настроено. Такое возможно и было верным лет двадцать тому назад, когда еще на сцене не появились легкие и прочные килеватые корпуса, однако, и в наши дни транцевые плиты своим присутствием на борту способны принести пользу.

Хотя разнообразие конструкций транцевых плит и моделей гидрокрыльев весьма велико, принцип их действия практически одинаков.

Чем больше надстройки или, точнее, площадь надстроек у судна с глиссирующим корпусом, тем больше влияние ветра, сносящего корпус с выбранного курса, и для удержания которого, потребуется вести судно под углом к ветру, а не по курсу.

Для этого штурвал следует повернуть так, чтобы судно оставалось на курсе, но для судов с глиссирующим корпусом, которых обычно уводит внутрь поворота (как и все прочие монокорпусные суда), в повороте нужно будет штурвалом не только компенсировать естественный завал корпуса, но и снос по ветру.

Мы все с этим сталкивались, когда пытались пересечь узкий залив в хорошую волну, направляя лодку на 15 градусов к ветру. Во время движения лодка начинает хлопать бортами по волнам, что не только повышает крен и лишает плавание на ней даже следов комфорта, но и существенно затрудняет управление лодкой. В результате, вам постоянно придется бороться с волнами, чтобы задать правильное положение корпусу лодки, меняя наклонение мотора и работая регулятором газа.

Выравнивание лодки подвесным мотором или кормовым приводом не устранит крена корпуса, но с помощью транцевых плит дела пойдут совсем иначе и результат будет достигнут проще и быстрее, поскольку все характеристики судна и его управляемость улучшатся.


Хотя разнообразие конструкций транцевых плит весьма велико, принцип их действия практически одинаков. Подвижные пластины, устанавливаемые поперек транца, принудительно отклоняются, направляя вниз поток воды, сообщая корпусу тем самым подъемную силу. В итоге корма поднимается, а нос лодки опускается. Подобным же образом можно регулируемые пластины наклонять независимо, и, опуская одну пластину, компенсировать крен корпуса лодки.

Если транцевую плиту по правому борту опустить, то правый борт лодки начнет подниматься, а левый борт опускаться, ну и наоборот. Однако положение носа и кормы не изменится, если двигаться будет одна только плита, и корпус судна начнет уходить одним бортом, одновременно опуская нос. Используя различные комбинации углов наклона транцевых плит, положение корпуса лодки можно выровнять для компенсации негативного влияния состояния воды, ветра или неравномерности распределения груза на борту.

Каждый корпус потребует различной степени отклонения каждой транцевой плиты для достижения требуемого результата, но всегда изменять положение плит следует постепенно, избегая резких движений. Если плита будет слишком наклонена, явно будет ощутимо ее тормозящее влияние, упадет скорость и тяга, судно начнет раскачиваться. В общем, чем меньше наклонены плиты, тем лучше.

Особенно эффективны плиты на небольших судах, прежде всего при изменении состояния воды или размещения пассажиров на борту, а также при значительной выработке запаса топлива. Кроме того, на малых судах различными системами транцевых плит легче будет добиться влияния на ходовые характеристики.

Для быстроходных сильно килеватых катеров со стационарными двигателями типа водометов, а также для большинства поверхностных (болотных и мелководных) двигателей транцевые плиты окажут немедленное кренящее или выравнивающее действие, или увеличат угол атаки корпуса, что облегчит выход на глиссирование и движение судна сделают более ровным.

Конструкции транцевых плит

Сегодня для изменения положения плит используются два основных типа толкателей — электрогидравлические и электромеханические.

Размер транцевых плит должен соответствовать параметрам судна, характеристикам двигателя и целям, которых вы стремитесь достигнуть с плитами. Практика же говорит, что для среднего случая и для плиты длиной 230 мм (9 дюймов) от стенки транца до обреза плиты, ширина этой плиты должна составлять примерно 1/12 длины лодки.

Основным различием гидравлических и электрических систем является их прочность. Электрические транцевые плиты установить проще, хотя бы потому, что электромотор находится внутри толкателя. Если же уплотнения не справятся, то вода зальет толкатель. В гидравлических же системах приводной мотор располагается внутри лодки, что обеспечивает их сравнительно большую долговечность, благодаря чему они служат не менее 15 лет.

Вразрез с распространенным убеждением, нейтральное положение установленных на транце выравнивающих плит находится не в одной плоскости с поверхностью глиссирования, а является слегка приподнятым, когда плиты не препятствуют свободному выходу из-под кормы лодки потока воды. Являясь продолжением днища лодки, опущенные транцевые плиты, неизбежно будут создавать подъемный эффект. Под полностью поднятыми плитами должен свободно проходить воздух, и только в таком случае плиты не будут действовать, и корпус лодки перестанет испытывать их влияние.

Кроме выше упомянутых и наиболее распространенных электрогидравлических и электромеханических систем управления положением транцевых плит, существуют и другие конструктивные решения. Одно из новейших — система «QL Boat Trim System». Оригинальное конструктивное решение для управления плитами из композитного материала предлагает не гидравлические толкатели, а чисто электрические. Это упрощает установку, устраняет опасность коррозии и делает практически излишним обслуживание. Принцип действия системы «QL Boat Trim System» очень прост. Давление воды на небольшую пластину создаёт подъемную силу, действующую на днище корпуса лодки, поднимая тем самым корму и опуская нос лодки. Традиционные транцевые плиты большой площади «собирают» опорное усилие воды для формирования подобной подъемной силы.

Система управляемых транцевых плит «Smart Tabs» предназначена для установки на моторные лодки длиной от 3 до 6 метров, и полностью автономна в работе, поскольку не имеет никаких обременительных гидравлических или электрических приводов. Один лишь автономный блок, который крепят к транцу лодки, для управления положением корпуса лодки контролирует давление потока воды. В этой системе отсутствуют шланги для жидкостей или переключатели на панели управления, а после установки она решительно всю работу делает сама, не требуя присмотра.

Положением плиты управляет газонаполненный толкатель, установленный между транцем и плитой. Как наполненная газом пружина, распрямляющаяся без нагрузки, толкатель на стоянке или на малых скоростях движения отклоняет плиты вниз, а при возрастании скорости и давления набегающего потока воды, соответственно, — плита давит на толкатель, и он подается.

Когда лодка уменьшит скорость, толкатель снова выдвинется, опуская плиты. Как просто!

Можно сказать, что саморегулирующаяся система «Smart Tabs» непрерывно реагирует на величину давления воды, тогда как управляемая компьютером система ATC учитывает крен корпуса лодки и его баланс.

Хотя обе системы созданы для самостоятельного принятия решений, они весьма существенно отличаются по принципу действия и несопоставимы по цене.

Гидрокрыло (тримплен)

Если вы не считаете, что транцевые плиты не нужны вашей лодке, тогда возможно вашему приводу на корме или подвесному мотору пригодится гидрокрыло.

При меньших затратах гидрокрыло помогает судоводителю удерживать лодку в режиме глиссирования на меньших скоростях движения. Если же вдруг обнаружится, что лодка склонна подпрыгивать на волнах (дельфин), то гидрокрыло стабилизирует положение подвесного мотора, и позволит удержать нос лодки опущенным.

Кроме того, гидрокрыло снижает кавитацию винта. В то же время, поскольку в большинстве случаев гидрокрыло полностью находится в воде, оно добавляет трения о воду, слегка уменьшая максимальную скорость, с которой может двигаться лодка.

Судовая мебель

Судовая мебель, как собственно и любая другая мебель, призвана обеспечивать комфортное пребывание — в данном случае на борту судна. Изобилие представленной на рынке всевозможной судовой мебели, позволяет потребителям сделать выбор как по критериям функциональности и практичности, так и по эстетической составляющей. Но все же при покупке судовой мебели рекомендуется реально оценивать, насколько удобна и функциональна она будет именно на вашем судне. Цены в этой категории можно сказать до бесконечности.

Ремонт, покраска и уход за судном

Вам не нравится красить каждый год?

Краска SEAJET SPEED рассчитана на три года. Более высокая начальная стоимость краски скоро окупится по сравнению с обычной краской против обрастания, которую необходимо перекрашивать каждый год. А вы сэкономите это время и силы!

Инновационная технология

Знаете ли вы, что японцы занимают лидирующее место в мире по разработке высокотехнологичных красок, препятствующих обрастанию ракушками и водорослями? Благодаря компании «Chugoku Marine Paints» и судовым краскам «SEAJET» вы получите самую современную технологию для улучшения внешнего вида и характеристик вашего судна. Компания занимается исследованиями различных составов, чтобы получить для вас самый лучший. В сложном испытании с вращающимися роторами моделируется движение судна. В результате тщательных исследований, во многих независимых испытаниях побеждала краска «SEAJET 033 SHOGUN». Краска «SEAJET 039 PLATINUM» показала качественный рывок вперед даже по сравнению с «SEAJET 033 SHOGUN».

Защита окружающей среды и увеличение скорости движения!

В гамме красок для катеров и яхт «SEAJET» имеются два средства для избавления от наростов:

«SEAJET Speed» защищает корпус;
«SEAJET Peller Clean» защищает гребные винты, забортные приводы, подвесные двигатели и дейдвудное устройство.
В отличие от красок против обрастания, в которых содержатся токсичные вещества для самоудаления наростов с корпуса судна, в этих красках используется силикон, создающий сверхэластичную поверхность, к которой с трудом могут прикрепиться ракушки и водоросли.

Дельные вещи (полезные и приятные излишества)

Чтобы отдыхать на катере, не выходя на берег, требуется определённый набор удобств. Палубный душ, телевизор, гальюн, камбуз с газовой плитой, холодильник — к этим вещам на борту яхты мы уже привыкли. Но как быть с кондиционером, микроволновкой, автономным отопителем, дополнительным генератором? Насколько оправданы эти функции?

Ответить на этот вопрос может только сам пользователь на основании собственного опыта. Ведь комфорт — понятие относительное. Одному уютно на глухой таёжной речке у костра, а другому не в радость на яхте в море, когда закончились любимые сигары.

Дельных вещей очень много, это акустика, активный отдых (вейкборды, водные лыжи, ватрушки, бананы, подводная охота и дайвинг), оборудование для троллинга и рыбалки, и т. д., и т. п. Тут выбор прост — нет препятствий патриотам.

Немного, затронем оборудование для троллинга и рыбалки, т. е. примеры различных держателей спиннинга. Конечно, существует еще множество вариантов оборудования лодок, как, например, даунригеры для троллинга. Но эти вещи обычно приобретаются людьми, которые уже знают, чего хотят. Мы не упоминали в этой публикации, один из самых важных пунктов оборудования: эхолот. Для рыбаков это вещь незаменимая, и, кроме поиска рыбы, часто спасает не только лодку, но, что важнее, лодочный мотор, от разных подводных передряг. Но про это оборудование написано в статье эхолот.

Заключение
В заключение этой статьи мы вернемся к ее началу.

Чтобы уберечь вас от спонтанных покупок для этого и существуем мы.

Мы, при продаже лодки или катера, никогда не пытаемся «навялить» вам, все что нужно или не нужно (иногда мы отговариваем от покупки того или иного аксессуара). Мы стараемся объяснить, что вот это вам нужно, а это в ходе эксплуатации, вы поймете нужно или нет. Поверьте, мы опираемся только на свой опыт.

P. S.
Известный конструктор моторных яхт и катеров Х. Баадер сказал: «Я часто мечтал встретить заказчика, для которого смог бы спроектировать и построить идеальный катер. Заказчик указал бы только желаемые размеры, особенности и оборудование катера, но не затрагивал вопроса о затратах... Можно было бы построить и оборудовать великолепный катер! Этого идеального заказчика я жду до сих пор».

  • 0
  • 6696
Рыбинск