По малым рекам - часть 1

По малым рекам

Еще зимой мы с товарищами запланировали небольшое путешествие по малым рекам нашей Орловской области в поисках зубастой хищницы. Маршрут выбирали, исходя из «больших» рек региона: рассматривали ручьи или маленькие речушки, впадающие в большие, и чем выше по течению, тем было лучше (так нам казалось). Половодье в этом году выдалось очень раннее. Дружно начали таять снега, грязевые потоки устремились в реки, наполнившиеся мутной водой и потерявшие интерес для рыболова.

Малые же реки не спешат менять свой облик, они по-прежнему остаются пригодными для ловли. Скорее всего, это объясняется меньшим количеством впадающих в них ручьев, да и текут они по лесам, куда весеннее тепло добирается в самую последнюю очередь.

Итак, маршрут был готов и утвержден. Нам предстояло посетить несколько участков трех речек. Все три речки находились недалеко друг от друга, и это давало нам больше свободы для маневра: если на одной речке не клюет или условия нам не подходят, то можно быстро перебраться на другую. Кроме того, мы надеялись отследить поведение рыбы в разных водоемах, время ее выходов, пики активности.

Снасти

К выбору основного удилища я подошел со всей серьезностью. В первую очередь от него требовались универсальность, надежность и мощность. Мы понимали, что ловить нам придется в коряжнике, из которого рыбу нужно «выдирать». Обязательным условием была возможность как работать с джиговыми приманками, так и выполнять рывковую проводку воблеров-минноу. Еще одним немаловажным фактором, повлиявшим на мой выбор, стала длина удилища. Снасть не должна была быть ни чересчур длинной, ни слишком короткой. В итоге, моим главным орудием ловли зубастой хищницы во время трехдневной экспедиции по малым рекам оказалось удилище Norstream Kando 732ML.

Ехать решили двумя экипажами. Мы с товарищем предполагали выехать утром, чтобы разведать обстановку на речках, а вторая машина должна была присоединиться к нам ближе к вечеру.

День был обычный, ничто не предвещало беды. Утром за мной заехал товарищ, мы погрузили вещи и отправились навстречу приключениям. А они-то как раз нас и ждали…

До первой речки нам предстояло проехать около 140 километров. За разговорами время летело незаметно. Мы уже преодолели большую часть пути, как вдруг на абсолютно ровной дороге машину резко стало кидать. Позднее я понял, что произошло в ту минуту и почему. Мы ехали со скоростью около 80 км/ч, и мой друг стал объезжать очередную кучу снежной каши, лежавшую посреди дороги. Всякий раз, когда мы наезжали на такую кучу, машину слегка покачивало. А тут, при очередном маневре, мы объехали одну кучу и сразу попали на другую. Машину закрутило и вынесло в кювет. По ощущениям, мы сделали два-три оборота. К счастью, удары машины о землю смягчил толстый слой снега, лежавшего на полях.

Первые наши слова были:
— Живой? Все цело?
Меня всего трясло. Но главное — живы! Все проезжавшие мимо и видевшие эту картину останавливались и предлагали помощь. Нам помогли вылезти и перевернуть наш автомобиль, поставить его на колеса. Один дедушка даже позвонил в ближайшую деревню и вызвал трактор. Хочется поблагодарить всех, кто нам помог, кто остановился и предложил помощь. Спасибо вам всем, низкий вам поклон.

Где-то через час подъехал трактор и вытянул нас на дорогу.

Изображение 1 : По малым рекам - часть 1

Машине не повезло, ей здорово досталось, но зато нас она сберегла. Кузов был помят, стекла с одной стороны все разбились, мотор не заводился. Все-таки, нам удалось завестись «с толкача», и мы поехали домой.

Средняя скорость около 30 км/ч, только бы дотянуть... А в голове все вертится мысль, что до речки мы не доехали всего километров тридцать. Озвучиваю ее, и у моего товарища рождается гениальная идея, которую я с радостью поддерживаю: раз машина едет, хоть и не быстро, то почему бы не рискнуть и не поехать в сторону речки? В общем, мы разворачиваемся и едем обратно, на рыбалку. В ближайшем магазине покупаем пакеты и клейкую ленту, заклеиваем окна, чтобы в салоне стало хоть немного теплее.

Через полтора часа мы все-таки добрались до первой речки. Я понимал, что ловить нам придется максимум час, ну, может, два; о том, чтобы остаться на ночь, не могло быть и речи. А речка-то нас очень порадовала. Один ландшафт чего стоит: кругом лес, круча на противоположном берегу. Речка вся закоряженная, средняя ширина — пять-семь метров, вода прозрачная, глубина, по нашим прикидкам, — метров до трех.

Изображение 1 : По малым рекам - часть 1

Быстро собрали снасти, и давай проверять понравившиеся места. Я начал с джига: четыре грамма груз и три с половиной дюйма приманка. Пробежавшись по глубокому участку, я не увидел ни единой поклевки. Впрочем, это и не удивительно. Мы старались как можно быстрее прочесать интересующие нас места и «снять» активную рыбу, не отвлекаясь на смену приманок и на эксперименты с проводкой. Кстати, меня очень порадовала работа моего Kando по нижней границе теста. Четыре грамма можно было четко отследить по вершинке, а тактильная чувствительность позволяла свести к минимуму зацепы и обрывы. Позже я перешел даже на три грамма, и все было отлично.

Дойдя до мелководного участка, я сменил джиг на воблер, совершенно новенький и приятного розового цвета: Timon Tricoroll 72 SR F GT. Первый заброс получился просто идеальным: почти поперек речки, по направлению к одной очень привлекательной коряге. Глубина была меньше метра, но посередине речки находилось небольшое углубление. С проводкой в данном случае я не стал особо мудрить, ведь приманка была мне очень хорошо знакома по предыдущим рыбалкам, а разница заключалась лишь в магнитной системе, благодаря которой стало еще легче делать дальние забросы.

Проводку, которую я выполнял, да и вам могу посоветовать, я называю «умирающий твичинг». Это серии очень коротких рывков, чередующиеся с небольшими паузами. Во время рывков воблер, словно раненая рыбка в конвульсиях, бьется на боку. За паузой следует очередная серия рывков, и приманка проделывает те же движения, но уже лежа на другом боку. Очень эффективная для пассивной хищницы проводка. А контрастный цвет дает возможность без труда отследить весь путь приманки, обойти подводные препятствия, где-то прогнать приманку чуть поглубже, а где-то — поднять повыше (в этом большое преимущество воблеров с положительной плавучестью).

Вдруг сбоку в воде промелькнул какой-то силуэт; воблер тут же исчез из поля зрения, и я почувствовал удар. Без церемоний, «на глиссере» я вытащил свою первую щуку.

Следующий заброс принес мощнейший удар, совсем не похожий на поклевку первой щуки. Я подсек и понял, что буквально выдрал приманку у щуки из пасти. На третьем забросе она все-таки схватила мою приманку как следует, но подержал я ее лишь несколько секунд. Одним махом щука смотала с катушки около пяти метров, и этого ей оказалось как раз достаточно, чтобы залезть в коряги. А ведь после поимки первой щуки я хорошо, как мне казалось, затянул тормоз катушки. Видимо, все-таки не так хорошо. Думаю, в зубастой было не менее четырех килограммов.

Вот так я и остался и без воблера, и без трофея. Зато, как говорит мой друг, – живой! Тьфу-тьфу-тьфу... Затем была о-о-очень долгая дорога домой, где нас уже ждали друзья. Благополучно добравшись, мы перегрузили наши вещи в другую машину и уже рано утром в компании четырех человек вновь выдвинулись на рыбалку. Но это уже совсем другая история…