Форелевые колебалки - для дикой пеструшки.

Отчет 21.02.2015 – Секретная речка
Случилось 3 выходных подряд, на фоне оттепели. Приятель Алексей, - опытный нахлыстовик, всю зиму ловил форель на одной дикой речке в Ленинградской области и я напросился с ним.
Приехали – воды в речке ниже среднего уровня.
Перед нами - запрессованная форелевая речка, где рыба с рождения изучает все приманки на собственной шкуре.
Хотелось разловить осеннюю покупку – пригоршню форелевых колебалок от фирмы Русская блесна. Там были копии уловистых колебалок известных фирм и какие-то их собственные наработки.
Приятель пожаловался, что народу на реке стало много, и рыба привередничает. То есть её обычная осторожность и капризы теперь превратились в какую-то стервозность. Если в начале зимы ему попадалось до 20-30 штук, теперь – дай Бог 10. И это на проверенные мухи в руках опытного нахлыстовика, знающего места вдоль и поперек.
На первой точке, где всегда стояла рыбка, я увидел какой низкий уровень воды, и сколько в ней мути. Приятель обычно начинал ловлю там, а сегодня - даже не стал задерживаться и пошел ниже по течению.
Блесны не проверенные, а опыта ловли дикой форели на колебалки – мало.
Поставил Сorsair 2,7 гр в цвете, который я окрестил «мухомор», - с выпуклой стороны блесны был красный фон и желтенькие точки. Вогнутая поверхность была серебристой. Место было сложное – из-за донных неровностей. Там обычно скрывались форельки. Но сегодня я увидал лишь 1, которая робко проводила блесну и скрылась. Я еще не понял, как надо сделать проводку и на каком горизонте вести блесны, а форель вдруг сбежала вниз по течению. Больше на точке рыбы не было.
Приятель ниже по течению тоже ничего не поймал и мы сместились далее.
До этого я пробовал несколько раз ловить самодельными колебалками с тройным крючком. Они цепляли все, что можно. Приходилось ловить ими лишь в солнечную погоду, и лишь в тех реках, где была прозрачная вода, чтоб контролировать проводку.
Покупные блесны имели 1 хитро изогнутый крюк. Они цеплялись намного меньше. Более того, - я даже пытался изобразить «лососевую проводку», когда блесны ведут у самого дна, иногда задевая за него. И хотя крюк цеплялся за грунт и хлам намного меньше, но все же было несколько зацепов, впрочем, - по мелководью я легко доставал блесну.
Приятель сказал, что ему надо «подавать» мухи не далее 10-15 см от уреза противоположного берега, и только тогда их хватает крупная форель. Если кидать мухи посреди струи – крупняк не клюет.
Я тоже решил так подавать блесны и когда я неловко перебрасывал блесну на другой берег, цепляя растительность, - мне чаще всего удавалось стряхнуть блесну. Крюк-одинарник мне нравился все более.
По пути, нам повстречалась парочка нахлыстовиков. Увидев меня и приятеля, они решили, что делать на этом участке реки нечего, спросили, как у нас дела, и уехали куда-то в другой участок реки.
Пройдя еще немного я подошел к известной уловистой точке. Она выглядела не привычно по такой низкой воде. Но там была форель – она скопилась в ямке под берегом на струе. Сидя на корточках в забродном комбинезоне из ПВХ, надетом на зимний костюм, я начал облов точки.
С первого заброса – был выход. Но рыба не попадалась, впрочем – она и ненаклололась. Я чуть изменил подачу и скорость, - чтоб блесна играла чуть поуже, ничего. Тогда я ловил на серебристый Strikе.
Сменил Страйк на Сorsair 2,7 гр (Мухомор), - начал получать поклевки. Оказалось, что лучше всего работает проводка в пол воды, под начальным смещением – около 10-20 градусов (если смотреть прямо перед собой на противоположный берег, при этом – подматывать надо медлено или просто держать блесну, чтоб она играла за счет силы течения на нужном горизонте. Начал таскать рыбу. Поймав 3 штуки (и отпустив) я нечаянно забросил блесну на противоположный берег. Перебрался на другой берег чуть выше по течению, сбросил блесну и вернулся.
Попил чаю, сменил блесну на другую – Vector 2,9 гр, оранжево-латунного цвета. Пытался доловить рыб из ямки. Выход был. Но никто больше не попался. Оставил форельку «на потом».
Пошел далее – с Vector – ом. Прошел целый перекат с ним – ни поклевки. Vector на быстрине играл не плохо, но мне показалось, что он крупноват и игра размашиста. Никаких других объяснений бесклевью я не придумал. Летом и осенью на этом перекате чаще всего была рыба. Ставил и другие блесны – ничего.
Может быть зимой форель уходит с перекатов и стоит в ямках, где слабей течение?
Приятель подбирал мухи, проводки и что-то ловил, оставшись выше по течению. А я перебирал блесны, менял проводку и шел еще ниже по перекату.
В одном месте переката я ловил на блесну Respect 3 гр, цвета «мухомор», с мушкой на однарном крючке. Блесна была тяжеловата для того места, а я вел её «лососевой» проводкой. Глубина была – по локоть. Цепанув что-то на дне я подошел и потащил коряжку из воды, схватившись за блесну. На подъеме с усилием около 5 кг крючок обломался.
Жаль, - красивый был.
Пройдя перекат я ловил уже на блесну – Micro 2 гр, оранжево-темная.
Там, на дистанции около 25 метров, был поворот реки, а перед ним – подмытый берег с ямкой.
Вспомнилась одна рыбалка в Карелии, решил начать «дальнобойную» ловлю. На такой дистанции с точностью заброса у меня было не очень. Надо было попадать в круг около 60 – 100 см, а я не мог. Но с 4-го и более точного дальнего заброса Micro принесла самую крупную форельку за эту рыбалку. Потом я подошел ближе – и доловил еще 2 рыбки.
В омуте еще наверняка кто-то был. Я сел попить чаю и перекусить, а про себя отметил, что за всю рыбалку еще ни одна рыба не сошла. В отличии от ловли на микроджиг – где сходов форели могло быть 40-60% за всю рыбалку.
После Micro я попробовал ставить сначала Vector 2,9 гр, оранжево-латунного цвета, – ни тычка. Потом - решил разловить Сorsair 2,7 гр в кислотно-зелено-желтом цвете с фиолетовыми пятнышками. Ощутил пару ударчиков – и все. Ниже по течению бобры навалили ветки и было много зацепов. Там я попробовал ловить на Micro, на Сorsair - увидал пару ударов некрупной форельки и все. Радовало, что рыба «пробовала» блесну и не накалывалась.
Оставил рыбу на «потом» и пошел далее.
Сначала я увидел летящую навстречу моей приманку. Потом – разглядел примерно в 25 метрах справа рыболова в маскировочном белом халате, с спиннингом и катушкой Catana, в белой сумке на поясе увидал пару форелек, пойманных,с его слов, на вертушку, с серебристым лепестком формы Commet Pontoon 21, и замененным тройником без мухи. Была ли это самоделка из запчастей от «вертушек» или он просто сменил тройник – я не знаю.
Я расстроил его, сказав, что очень тщательно обловил свою часть побережья, и следом за мной идет опытный нахлыстовик. Он решил перебраться на другой берег и продолижть свой путь в выбранном направлении.
Получалось, что я пойду по части берега, где уже половил этот опытный, с виду, рыболов. Я увидел интересный поворот реки, дальним забросом нашел там рыбу, однако, замешкался, и случился первых сход с оранжевого Vector 2,9 гр. Подошел ближе – и на Vector увидел выход. Сразу 2 форели, по очереди выходили на блесну, но не трогали её. Присел, исчезнув из вида. Выпил чаю, и подождал, чтоб рыба успокоилась, поменял блесну – на Сorsair 2,7 (мухомор) и только приготовился ловить, как…
По противоположному берегу к мосточкам шли 2 мужика, 1 нес большой сачек с полукруглыми дугами и плоским верхом сетки. У второго были пустые руки, оба – в забродных костюмах. Думал – это «электрики». За порчу любимой речки хотелось подраться, подходящие мужики были здоровые, я начал думать, что «огребу по полной» (я - 65 кг в неуклюжем зимнем костюме, поверх – в забродном комбезе из ПВХ, стою в снегу по щиколотку), но все же драться надо… спиннинг отложил в сторону, достал из кармана коробки и пакеты с блеснами, убрал в рюкзак. Они перешли мостки, подошли ближе. Спросил – чего они поймали, начал уже «вступление» «чего это вы тут с …» Никакие это не «электрики», а просто местного мужика какая-то древняя снасть большой сачок с полукруглыми дугами и плоским верхом. Проводов, аккумуляторов не было, второй мужик шел с голыми руками. Я им сказал, что подозревал их, что они – «электрики». Мужик с сачком сказал, что он – местный, «электриков» не любит, и сам пару лодок «электриков» утопил.
Они чего-то спросили, как рыбалка, хотели обойти меня, чтоб не мешать. Я сказал, - да уж ловите, все равно не клюет. Пока они увлеченно мутили воду с сачком, - тихонько сфотографировал их.
Они намутили воду, рыба «забегала», и я понял, что ниже по течению, куда я направлялся, - будет такая же муть и пуганная рыба.
Выше по течению шел Алексей, я подумал, может быть вдвоем... Позвонил ему, он тоже видел этих мужиков, ругался. А они – куда-то ушли в сторону от реки.
В итоге – прошли еще около часа по реке, - ни рыбки. Река стала поглубже. Поморосил и пропал дождик.
Я специально не ставил проверенные уже блесны из, надеясь разловить другие новинки из своего заказа. Безрезультатно ловил на Joker 3,5 гр, цвет 94. Блесна была тяжеловата. Еще раз попробовал оранжевый Vector 2,9 гр, потом речка стала еще чуть шире и поглубже. Потом поставил Сorsair 2,7 ярко-желтый с фиолетовыми точками. - Ничего.
В одном из мест я выходов не видал, ударов не было, но почему-то просто «нюхом чуял», что рыба - есть. Уперся, начал перебирать. Решил попробовать Respect 3 гр – желто-ораньжевый. Первый же заброс - и небольшая форелина забилась на крюке. Хитро-изогнутый крюк вошел ей глубоко в глаз и засел где-то в черепе.
Далее – на него была еще пара ударов, но никто не попался. Скоро уже начнутся сумерки. Встретил Алексея, с которым половили еще и решили вернуться на начало маршрута по реке. С его слов за весь день он поймал с десяток рыб. Еще бы - после этих мужиков с наметкой – все его точки ниже по течению «молчали», одиночная мелочь – не в счет.
Погода «хмурилась», какая-то морось иногда рябила воду и капала за лицо. Обсудили рыбалку, у обоих, пока шли, – видно было, что рыба «ходила» по реке, и нигде не останавливалась. Видимо – муть и сачок - наметка сделали свое «черное» дело.
Пришли к началу маршрута, - он пошел к мосту, а я – чуть выше, - где я первый и второй раз находил стаю рыб. Продолжал ловлю на Respect 3 гр, но уже в цвете «мухомор». Вместо сломанного крючка с мухой - снял со Strikе новый крюк. В первой точке - рыбы не было. Пока ловил - уже начались сумерки. А во второй точке с дальнего заброса ощутил удар. Подкрался ближе – еще ударчик. Подобрал «подачу» рыба села, но сорвалась.
В итоге – все проверенные блесны вызывали лишь ударчики. Может быть так влияли сумерки. Долго ловить я не мог, начало темнеть, – надо было возвращаться домой.
Выводы.
Эффективная подача блесен колебалок в течении дня была в «пол воды». Надо было подобрать блесны, которые на моей леске 0,15 шли с минимальной скоростью подмотки или без неё – по течению с слабо-амплитудной игрой. На течении лучше работали узкие блесны, в том числе, в форме капли. Все, что походит на «ложку» – для быстрой воды было удобно.
У блесен удалось выявить 2-3 «режима» игры.
1 Мало-амплитудные колебания, (чаще всего - когда блесна играла за счет течения, без подмотки).
2 Средне-амплитудные – когда медленно против течения.
3 Штопор – когда быстро мотаешь, а блесна – начинает крутиться, как лепесток «вертушки».
Клевало на 1 и 2 режиме игры.
Всякие сбои в проводках и попытки анимации блесны спиннингом – не приносили результатов. Лучше всего работала равномерная проводка с определенной скоростью и типом игры.
Яркие цвета - удобней контролировать в воде при проводке. Для дикой форели, похоже, цвета не столь критичны, как для её родственниц в платных водоемах.
Выводы, – конечно же, не категорические, а лишь «оперативные» по итогам одной рыбалки. Статистики пока маловато.

П.С. – всех форелей отпустил. Изображение 1 : Форелевые колебалки -   для дикой пеструшки. Изображение 1 : Форелевые колебалки -   для дикой пеструшки. Изображение 1 : Форелевые колебалки -   для дикой пеструшки. Изображение 1 : Форелевые колебалки -   для дикой пеструшки. Изображение 1 : Форелевые колебалки -   для дикой пеструшки. Изображение 1 : Форелевые колебалки -   для дикой пеструшки. Изображение 1 : Форелевые колебалки -   для дикой пеструшки. Изображение 1 : Форелевые колебалки -   для дикой пеструшки.