Отчет 24.01.2015

В пятницу напарник по рыбалкам вдруг заявил, что ему надоело ловить окуней и он желает судака. У обоих морозилки были забиты ладожским окунем, и я решительно согласился.
Он припомнил, что я рассказывал ему об ловле рядом с фарватером в одном популярном месте на побережье Финского залива, недалеко от Санкт-Петербурга. На судаков-окуневой рыбалке я бывал 1 раз с товарищами на мотособаке. Тогда мы ездили по удаленным точкам, где вперемешку с окунями клюет и разнокалиберный судачек. Под это дело он купил дорогую финскую блесну, которая по уверениям интернет-источников была надеждой и талисманом удачи для судачатников. Зачем-то он хотел повесить на её тройник шерстинки и я с трудом отговорил его, уверив, что на Заливе активный судак клюет без всякой мишуры, по крайней мере прошлый раз так и было.
Он проспал на час. А я – взял с собой новые лыжи "Тайга" на испытания. Парочка товарищей уверяли, что с лыжами проще идти по льду или снегу. Но сами почему-то ходили пешком. Помня, что в том месте идти очень далеко, я и решил купить лыжи.
В итоге – я подправлял крепления и всяко мучался с лыжами, а средняя скорость была около 3,5 км. Была ясная погодка, мороз сковал и огрубил лямки креплений и лыжные палки примерзали к руке при случайном касании.
Точки я знал, но идти было далеко и мы опоздали на утренний выход судака. Мы еще не дошли до точки 100-200 метров, как перед нами мужик поймал судачка около 400 грамм и важно убрал его в ящик. Затем он начал «зачищать» территорию, сверлясь поблизости от счастливой лунки.
А мы – чинно уселись на краю торосов, около 100 метров от него. Я измученно сбросил лыжи. Эхолот я не включал, чтоб уравнять шансы с товарищем и совсем уж не терять квалификацию по интуитивной ловле. В первой лунке была тишина, но я знал, что утром тут рыба должна быть.
Отошел метров на 25, засверлился в двойной лед и не смог ловить. Ушел чуть в сторону, - и там была еще 1 пустая лунка.
Вернулся на первую лунку, и со второго взмаха попался окунек, грамм на 250. И за ним еще 3 штучки. Сработал на проверенный еще прошлым выездом Nils Master Raptor, 75mm, 11g, #S/Blue. Для местного окунька прошлый раз тоже работали блесны сходного размера веса и узкого силуэта, так что предположу, что цвет не имел решающего значения.
Приятель одновременно со мной на своего судачьего «истребителя» поймал 1 окунька, замешкался, т.к. подвесная муха куда-то зацепилась, в итоге стайка ушла.
Судаки и окуни не клевали, а я все еще выпускал пар от тяжкого перехода на лыжах еще около получаса. В это время еще 1 рыбак поймал судачка недалеко от нас на том клев на точке закончился.
Рельеф дна был неровный и сделав несколько лунок я отметил, что и у меня и у других рыболовов срабатывали лунки где дно было чуть выше среднего уровня (по навигационным картам глубин) – хотя бы на 15-25 см.
До следующих «правильных» точек было еще идти и идти (прошлый раз на мотособаке мы лихо преодолевали эти расстояния). Оценив свою мобильность я понял, что сегодня на дальние точки с лыжами дойду с мучениями, приятель тоже жаловался на какие-то недомогания. Я не стал подстрекать его на дальние походы, подумав, что у него ноют «старые раны» перед сменой погоды. Решили «окучивать» первую точку, около километра диаметром, над какими-то складками дна, где и образовывались торосы.
Удаленную точку регулярно облавливали крепкие пенсионеры и иные лица с свободным графиком, шансы на крупного судака были минимальны. Как только стая судаков подходила с просторов залива – его быстренько выбивали. А пассивного одиночного судака изловить без подсадки рыбьего мяса – сложно.
Местного окуня тоже выбили, и нам попадался какой-то проходящий окунек, который забрел на точку. Небо после обеда нахмурилось из-за подкравшейся тучи, но снега так и не было. Вместе с тучкой сменился и ветерок, стало потеплей. Днем включал эхолот – и там где попадалась рыбка я видел, что окунь вдруг подлетает к блесне и сразу клюет. Мелкий глупый судак вел себя аналогично.
Тогда как «местный» т.е. пассивный окунь, обычно подходит медленней и «капризно» прицеливается.. .
В итоге – я целый день по 20-30 минут сидел на тех лунках, где был достаточно тонкий лед. Потому что в торосах частенько не удавалось досверлить лунку до конца. Мне попадался одиночный окунь и мелкие судачки, я ругал свои лыжи, которые тормозили меня. Наверное, без них я ушел бы далеко на не битые поля.
И лишь пара эпизодов запомнилась из рыбалки. Еще утром в луче солнца я успел «срисовать», что удачливый рыболов поймал судачка на какую-то блесну, расширенную кверху. Скорей всего Legenda 2 (7 см) или Lucky такого же размера (обе от EcoPro).
Во время обеда не клевало. Сидя на лунке сменил Раптора. Поставил Legenda 2. Достал чай и бутерброды. Потом пытался есть и ловить. Играл не резкими взмахами наклоненным удильником, около 20 см амплитудой. И как только я покусился на бутерброд, попеременно запивая чаем, подвис первый мелкий судачок, а следом – «матросик». Рыбы тоже вышли перекусить! До этого – я сидел на лунке около 15 минут и ничего не клевало. Потом, в другой лунке, на Легенду попался еще окунек.
Во время обеда пришла идея, что всякие шерстинки на тройнике тормозят игру блесны на падении и несколько скрадывают её колебания.
Мои блесны были достаточно «быстрые», чтоб ловить окуней и небольших судачков, но что если они слишком быстры для приличного судака?
Надо бы поставить какую-то «медленную» блесенку. Перебор привел меня к новинке. Еще в пятницу я обзавелся странной блесной с названием Клоун (EcoPro Clown, 65mm, S/C).
Я первый раз увидел такую МЕЕЕЕЕДЛЕННУЮ игру на падении! Так у меня играли лишь летние плоские колебалки, когда я зимой блеснил щуку на мелководье. А на резком взмахе «Клоун» давал какой-то «спецэффект», вроде слабой игры цикады. Я стал подымать блесну плавно на 30-40 см и она около 3 секунд планировала вниз.
Мне понравилось, что как и в других не паянных блеснах (НильсМастер, ЭкоПро), эта новинка давала четкий сигнал на падении, но при остановке – она не давала отметки на экране и не мешала следить за рыбой. Если надо – я мог повысить чувствительность и получить отметку блесны – но мне это было не нужно. Паянные блесны, в том числе и финские, на паузе дают отметку, сходную с рыбой. И в момент появления на том же горизонте рыбы, – её можно прозевать. С паяными блеснами –мне приходилось снижать чувствительность, чтоб избавиться от отметки. При ловле «спортивных» и просто мелких окуней на глубинах от 4 метров – из-за сниженной чувствтельности окуней у самого дна можно было и не заметить вовсе.
В эхолоте села батарейка и далее я ловил на интуиции.
Для объективности – я продолжил разлов в новой лунке. После неспешной раскачки я ощутил уверенный ТЫНЦ, удильник на подсечке согнулся, по возне и тяжести рыбы я обнадежился, что поймал судака.
Пузатый горбач с небольшим натягом вошел в лунку и вяло завозился у сапога на фотосессии… Пара мелких пиявок осталась на льду.
Я слыхал, что тут водится крупный окунь – но такого поймал впервые! Дома взвесил – 860 грамм.
Потом я обсверлил «поляну» вдоль и поперек. В следующих лунках была тишина, и в одной я без всякой поклевки или касания вдруг решил, что надо сменить блесну. Снова поставил Раптора и поймал 1 маленького судачка, - тоже с пиявками.
Уже был четвертый час – и предстояла дальняя дорога. Окружающие рыболовы собирались домой и я тратил время в попытках найти над перспективным участком дна однослойный лед и затупил ножи.
Созвонились с приятелем – он поймал 4 окунька. А проходящий пенсионер подслушал, что я сказал приятелю о поимке судачков и подошел спросить показать их.
Разговорились, – он ходит сюда часто и не один год. По его словам в новом году судак уже подходил, но сейчас его нет. Его улов был чуть меньше моего, ему тоже влетел крупный окунь за пол кило.
А на обратном пути я согнал еще 7 потов на моих лыжах, пытаясь догнать приятеля с его метровыми шагами. Примерно на 2/3 пути приятель устроил привал, глядя на мои мучения, и я подвесил лыжи на санки. Потом мы побыстрей пошли до берега.

П.С. – продаю лыжи с палками. Изображение 1 : Ехали за судаком, а поймали окуней. Из серии хотели как лучше, а получилось как всегда.Изображение 1 : Ехали за судаком, а поймали окуней. Из серии хотели как лучше, а получилось как всегда.Изображение 1 : Ехали за судаком, а поймали окуней. Из серии хотели как лучше, а получилось как всегда.Изображение 1 : Ехали за судаком, а поймали окуней. Из серии хотели как лучше, а получилось как всегда.