За день до зимы...
«Ветреный день –
Лёд на реке, декабрь у порога…
Как небо высоко, мой друг!
Долго мы шли сюда –
Нам осталось немного.
Выпьем вина – мы успели
До первых декабрьских вьюг…»
Над Великой Сибирской рекой царствовал полностью седой Ноябрь. Лишь один последний день оставался ему – у ворот уже был первый зимний брат. Солнце просыпалось всё позднее, и, как будто с ленцой и неохотой, зевая, показывалось из-за промороженного горизонта.
Сибирь в это время редко не знает температур ниже 30-ти. Льды уже набрали крепость, но кое-где Река еще дышит, отдавая последнее тепло отставшим от своих стай диким уткам. Казалось, что вся Жизнь вокруг замерла и будет неподвижно дремать, вплоть до звона апрельских ручьев.
По реке, избегая торосы, двигались двое. Их путь лежал через протоки, потрескивавшие молодым льдом, через острова, поросшие шиповником, под берегами, горящими гроздьями «обского винограда» - прижатой морозом калины. Шагали они уверенно, четко зная направление, ведь это был уже третий день рыбалки. Остановку сделали в очень приметном месте, где молодые вётлы, будучи подмытыми вешним половодьем, сползли в реку вместе с ломтём глиняного берега, да так и остались стоять, будто ухватившись за дно корнями.
Я, пытаясь сориентироваться, крутил головой:
- Так… Где-то же здесь мы позавчера пытались…
Игорёк, привыкший к моей невнимательности, спокойно указал в самые дебри:
- Ну, да. Вот твоя лунка, а вон и моя. Попробовать надо.
Ледобур задорно захрумкал, выбрасывая на поверхность ледяное крошево, в крупных кусках которого от солнечных искр тут же загоралась радуга. Под лёд устремились хитрые приманки. Наступило ожидание.
Первым тишину нарушил Игорь. Его «ОГО-ГО!», как мне показалось, заставило береговые исполинские вётлы вздрогнуть и стряхнуть с себя пушинки изморози. Да, непросто совладать с собой, когда из лунки показывается такой «павлин»!
Прекрасен окунь в перволедье! И внешностью, и повадками, и размерами. А еще тем, что, найдя стайку, можно от души позабавиться, меняя приманки, проводки, передвигаясь глубже или мельче… Чем мы и занимались примерно с полчаса… Но, как известно: «Есть у Господа клюка на любого окунька» …
Не проходят окунёвые забавы без щучьего визита. Обычно разом, как по команде, затихают полосатые, затаиваются. Думаешь: «Ага, отошли куда-то…». Пробуешь в соседней лунке – сразу поклёвка потяжкой вниз. Бывает, что и удочку из рук отберёт!
Вот так у Игорька и вышло. Криков было, жалоб… Но одолел-таки, через подводные дебри коряжника вывел на поверхность.
А перед самым обедом, когда скатерть уже была постелена на перевернутые волокуши, когда заморский чай с бергамотом уже дымился в кружке, а солёное домашнее сало с чесночком сверкало белее снега, украшенное синими дольками лука… Когда главное блюдо – копченая нога бобра разносила по реке ароматы дыма и специй… У меня клюнуло! Сомнений не было – щука. Размер возможности снасти явно превосходил…
Секунды превратились в минуты, минуты – в часы. Чаши весов склонялись то влево, то вправо. Тяжело назвать такое вываживание «удовольствием». Рыба уходит под коряги на всех возможных горизонтах, вытягивает всю леску из рук…
Но случилось так, что мне повезло. Помог и Ангел, что «садился на плечо», и браток-Игорёк, который хоть и промедлил с поиском багорика, но сработал четко и без нервов. Супругу и маму ждали любимые щучьи котлетки, а мне – фото и остывший чай. И дальше в путь!
Уже под занавес короткого, как палец на варежке, «преддекабрьского» дня, добрались мы до дальней протоки, именуемой - Косачи. В Косачах еще несколько окуньков, пара щучек и даже лещ пополнили список трофеев, а заодно и мешок с уловом.
Свидетелем главной «поклёвки» того дня я не стал. Чуть разошлись с Игорем в разные стороны, и тут его голос позвал:
- Браток, выручай! Похоже, крупный судак…
Рыба поднималась медленно, огрызаясь тяжелыми рывками. Шла очень тяжело. Снасть с «лесочкой» 0,4 мм совершенно была здесь не к месту… Но метр за метром, междометье за междометьем, звеня леской и скрипя зубами... Рыба упёрлась в лёд…
Четыре глаза смотрели под лёд. Снизу в лунке хлопала желтыми губами «сказочная» рыба…
- Сазан! На что?
- На балансир… Смотри, подбагрился под жабрину!
- Так он клюнул что ли?
- Сначала задело что-то приманку, потом еще раз… Я подсёк и… вот… Что делать-то? …
Хорошо, что на протоке кроме нас никого не было. Добывание рыбы было долгим для непривыкших к работе с пешней и черпаком рук. Сил и эмоций на полноценное фотографирование уже не оставалось. Да и руки отмерзли. Домашних ждало жаркое и «шашлык» из сазана, а нас с Игорем почти двухчасовой пеший переход к оставленному автомобилю.
Солнце тлело за горизонтом, закатившись алым яблоком и уйдя в низовья Реки. Двое шли на запад. Тишину царапал только скрип загруженных санок, иногда задевавших ледяной плавник тороса. Каждый думал о своем, и Всё здесь было Одним.
Зима возвращалась домой. Сибирь была ей рада.
#конкурсSLзима
22.01.21