Тяговая АКБ - Aspil Energy - подведение промежуточных итогов.

В настоящее время все чаще можно видеть, как оборудованы лодки и катера современных рыболовов, разного рода электроникой. Наличие рыбопоискового оборудования с мониторами размером 12 или даже 16 дюймов уже давно никого не удивляет. Да и присутствие на лодках в дополнение к основному бензиновому мотору, электромотора так же стало считаться нормой.


А такие новомодные слова, как структур сканер или 3Д, прочно вошли в лексикон наших рыболовов. Сегодня я хочу поговорить об электромоторе, точнее о тяговых аккумуляторных батареях, которые приводят в действие этот самый эл. мотор. В первые это чудо научной мысли (я имею ввиду эл. мотор с функцией ай пилот) появился на моей моторной лодке шесть лет назад. А поскольку мотор был 24 вольтовым, то его питали два свинцово - кислотных аккумулятора мощностью 100 ah соединенные между собой последовательно. Прослужили эти аккумуляторы мне верой и правдой ровно три сезона, после чего их ресурс закончился, и они пришли в негодность. После этого были приобретены новые такие же свинцово – кислотные, с той лишь разницей, что их емкость была несколько больше, а именно 110 ah. И кто бы мог подумать, что эти совершенно новые достаточно мощные батареи прикажут долго жить уже через два сезона эксплуатации. Возможно, мне попался брак. Вот только здесь хочу внести некую ясность и пояснение. Возраст тяговых аккумуляторных батарей не исчисляется календарными годами или сезонами и все мои высказывания три сезона или два сезона по большому счету ничего не говорят, так как на мой взгляд продолжительность жизни тяговых аккумуляторов исчисляется количеством циклов заряда и разряда. А кроме этого, не малую роль играет и процент разрядки таких батарей, так как большинство из них не желательно разряжать как говориться до нуля. Этот фактор так же влияет на живучесть батареи. Надо сказать не хвальбы ради, а для полноты картины, что в среднем за сезон у меня набирается порядка сотни лодочных рыбалок и соответственно это число рыбалок равно числу зарядов и разрядов батареи в сезон. Таким образом путем нехитрых действий, мы видим, что первая пара аккумуляторов пришла в негодность в среднем после трех сот циклов заряда и разряда, что в конечном счете приемлемо. А вот вторая пара умерла уже после двух сот циклов заряда – разряда. Причем эти батареи в конце жизни просто потекли. И здесь напрашивается вывод, что скорее всего мои догадки о браке, верны. Надо сказать, что покупка первых аккумуляторов обошлась мне в тридцать тысяч рублей за пару, а вторых уже тридцать четыре тысячи. К чему я все это Вам рассказываю? Все просто, передо мной встал вопрос о приобретении новых тяговых батарей, для эл. мотора. А поскольку в наше время наука идет вперед семимильными шагами, то и здесь прогресс, как говорится, на лицо. Предложение на рынке заметно выросло, и мы можем выбирать, сопоставляя и сравнивая как технические характеристики самих аккумуляторов, так и их  цены. В этот раз свой выбор я остановил на относительно новой технологии в области тяговых аккумуляторов, а именно на литий - ионных батареях фирмы Aspil Energy. Точнее на одной батарее, так как теперь такие аккумуляторы делаются в одном корпусе не только двенадцати вольтовые, но и двадцати четырех и даже тридцати шести вольтовые. 

Да, цена данных аккумуляторов на первый взгляд «кусается», но сегодня мы не будем говорить о цене новинки и тем более сравнивать цены разных аккумуляторов, так как этот аспект нужно рассматривать гораздо шире, чем это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в конечном счете необходимо учитывать и цену зарядного устройства, и потребляемую мощность зарядников и конечно же время зарядки каждого аккумулятора отдельно, так как электроэнергия, которой мы пользуемся во время зарядки, не бесплатная. Кроме этого, свинцово - кислотные батареи в отличии от  литий - ионных требуют некоего обслуживания, что в конечном счете тоже стоит денег. Ну и конечно необходимо посмотреть на практике какой ресурс или сколько циклов заряда – разряда выдержит новая литий-ионная батарея – LiFePO4. А вот первые преимущества, которые стали заметны практически сразу я сегодня озвучу. Во - первых, экономия места в лодке, вместо двух батарей, теперь одна. Во-вторых, вес двух предыдущих аккумуляторов составлял в сумме почти 60 килограмм, а один двадцати четырех вольтовый Aspil Energy весит всего 18 кг, что называется почувствуй разницу. Следующее преимущество, на которое я обратил внимание буквально после первых дней эксплуатации по сравнению с кислотниками, это больший ресурс, я имею ввиду одной зарядки хватает на большее время по сравнению с аккумуляторами других технологий. Данная батарея имеет мощность 78 ah, но здесь за счет разницы в технологиях, ёмкость литий-ионной батареи – LiFePO4 нужно рассчитывать с учетом понижающего коэффициента в 1,6 раза по сравнению со свинцово-кислотными батареями (включая AGM и GEL). Например, при смене АКБ со свинцово-кислотной на LiFePO4, вместо батареи ёмкостью – 120Ah, можно использовать аккумулятор ёмкостью – 78Ah. Исходя из этого эл. мотор, питающийся от данной батареи, удерживает мою лодку размером 5м 35 см и весом под тонну на Волге в половодье, (а это как вы понимаете достаточно сильное течение) во время двух дневной рыбалке без какой-либо подзарядки. Правда справедливости ради надо сказать, что ловил в это время я не с самого утра, а с обеда, точнее с 14 часов и до 21 – 22 часов вечера. К вечеру второго дня эл. мотор сигнализировал мне своей красной лампочкой, что заряд у аккумулятора заканчивается. Я специально проверил на сколько хватит одной полной зарядки, чтобы иметь представление о емкости данной батареи. В продолжении этой темы скажу, что спустя несколько дней на Волге уровень воды снизился и установился привычный летний межень, а соответственно и течение замедлилось. Рыбачить на одной зарядке с данным аккумулятором у меня без проблем получалось уже два полных дня. Хотя в этом случае я не

высаживал батарею в ноль и думаю, что ее ресурса хватило бы еще на некоторое время, так как следующая после этого зарядка потребовала не два с половиной часа, как это было после полного разряда батареи, а гораздо меньше времени. И раз уж мы заговорили о времени зарядки, то полная зарядка предыдущих свинцово -кислотных аккумуляторов требовала у меня массу времени. Чтобы забить батареи требовалось оставлять их заряжаться на целую ночь, а в некоторых случаях время требовалось и еще больше. Теперь «умная зарядка» забивает полностью высаженный аккумулятор как я сказал выше за два с половиной часа, после чего отключается. Если же батарея высажена не полностью, то время зарядки соответственно сокращается иногда это занимало у мсеня всего пол часа. Еще один интересный момент, вместе с данной батареей приобрел индикатор заряда Aspil Energy АЕ-03, который в течении всей рыбалки показывает, на сколько процентов разряжается батарея. Кроме этого, мы можем посмотреть и другие данные, так как у индикатора имеется вольтметр и амперметр.

Надо сказать, что раньше в лодке у меня был установлен альтернатор, который во время движения на бензомоторе подзаряжал тяговые аккумуляторы. Сейчас не буду говорить, как влияет альтернатор на батареи и можно ли считать эти кратковременные подзарядки дополнительными циклами – зарядами. Главное я почувствовал, что новая батарея не нуждается в альтернаторе и как следствие в дополнительной подзарядке во время перехода на бензомоторе. Отчасти по тому, что все мои рыбалки происходят на довольно ограниченной акватории и мне не приходиться много и по долгу передвигаться на бензомоторе, чтобы во время длительных переходов дозарядить аккумулятор. Практика показала, что одной полной зарядки хватает как минимум на целый день ловли в самых жестких и экстремальных условиях. Еще один очень важный на мой взгляд момент. Встроенный блок управления батареей (BMS) осуществляет балансировку напряжений внутри батареи для их защиты от преждевременного выхода из строя, а также позволяет защитить батарею от короткого замыкания, неверной полярности подключения, перезаряда - глубокого разряда и перегрева. И в завершении хочу сказать, что данные литий-ионные батареи – LiFePO4 со слов производителя имеют гораздо больший ресурс в количественном плане зарядов – разрядов. Причем этот ресурс больше, чем у кислотников и у гелевых аккумуляторов в разы. Во сколько раз конкретно больше и больше ли вообще, я сейчас говорить не буду, для этого нужна практика. Эксплуатация продолжается, а значит время покажет. Ровно, как и не будем сегодня касаться технической части этих новых аккумуляторов. Более детально в этом плане мы с Вами поговорим как-нибудь в другой раз, например зимой, а сейчас пока сезон надо ловить рыбу и наслаждаться современным оборудованием, в том числе и новым тяговым аккумулятором компании Aspil Energy. Всем НХНЧ.