Двое в лодках, не считая Джерома Клапки Джерома. (По Узоле от Ковернино до Волги) часть 3

Обдумывая поездку в Лондоне, я всегда твердо решаю, что буду вставать рано утром и купаться до завтрака, и я благоговейно укладываю в чемодан купальное полотенце… Но стоит мне приехать на побережье, и я чувствую, что меня не так тянет к утреннему купанию, как тянуло, когда я был в городе.

Джером К. Джером


Стоит ли говорить, что мы с Владом не планировали посвящать раннюю часть суток каким бы то ни было водным процедурам, будь то купание, умывание или чистка зубов. Утренняя свежесть не располагала к раздеванию и близкому общению с речной прохладой, а потому, одевшись, мы разошлись – Влад с поплавочкой, а ваш покорный слуга со спиннингом - в поисках своего рыбацкого счастья.

Высокая мутная вода не обещала сколько-нибудь приличного улова, но все же мы были твердо настроены дать бой местной рыбе и продемонстрировать ей все последние новинки производителей рыболовных товаров. Более консервативно настроенный Влад занялся манипуляциями с поплавочной удочкой, «заряженной» прихваченным из города опарышем, а я решил удивить рыбу совершенством владения ультралайтовым спиннингом. Я был уверен, что до меня никто в этих благословенных краях не пользовался вращающимися микроблеснами на леске-паутинке и в мечтах своих подсчитывал количество тяжеловесных голавлей и горбатых окуней в улове.


Рыбная ловля здесь процветает. Река в этих местах так и кишит щуками, окунями, пескарями, угрями и плотвой; вы можете сидеть и удить с утра до вечера. Многие так и делают. Только им никогда ничего не удается поймать.

Джером К. Джером
 

Что я только не делал, пытаясь соблазнить на поклевку хоть одного обитателя Узолы! Я заходил выше колен в воду и производил серии веерных  забросов. Я прятался (что было, имея ввиду грязную воду, конечно, излишним) за растущими по берегам кустами. Я поменял чуть не весь захваченный с собой арсенал спиннинговых приманок, насчитывающий чуть менее сотни наименований! А рыба не брала. Ей был неинтересен парад достижений рыболовной мысли. Она то ли спала, то ли болела, то ли занималась чем-то более важным, чем участие в увлекательном процессе рыбной ловли, но ни один представитель мокрых братьев и сестер наших меньших так и не сподобился клюнуть на мои блесны. В такие минуты рыболов начинает анализировать причины своей неудачи. Причин, по которым рыба отказывалась брать, и по которым оказалось загубленным очередное замечательное утро из нашей и без того скоротечной жизни, набиралось иной раз до нескольких десятков. Я набрал таких причин ровно десять:

-         падающее атмосферное давление,

-         высокая температура воздуха,

-         высокий же уровень воды в реке,

-         значительная мутность воды, мешающая рыбе рассмотреть «деликатесы»,

-         близость деревни, жители которой запрещенными снастями уменьшили до критической отметки «0» рыбные запасы Узолы,

-         геомагнитные возмущения,

-         влияние очередного атмосферного фронта,

-         низкий уровень освещенности из-за тумана,

-         не та фаза луны,

-         отсутствие жора у рыбы.


Заметьте: все факторы, приведшие к полному фиаско, носили объективный характер, т.е. не были связаны с моим умение ловить рыбу. А как иначе? Кто добровольно признается, что не умеет ловить рыбу?! Я людей с таким мазохистким самокритичным отношением к себе просто не встречал! Во всем всегда виноваты природные факторы, браконьерский беспредел и попустительство властей. И никак иначе. Так я думал, бредя потихоньку в наш лагерь.


В свое время я положил немало трудов, чтобы овладеть этим искусством, и как мне казалось, добился заметных успехов.

Джером К. Джером


Переосмыслить уровень своего мастерства мне помог Влад: когда я подошел к костру, возле него лежал десяток уклеек, средненький голавлик и самая что ни на есть русская быстрянка, занесенная между прочим, в Красную книгу.


И тут он рассказал нам подлинную историю этой форели. Оказывается, поймал ее он сам. Для этого не потребовалось никакого искусства, - ему просто повезло, как везет иной раз мальчугану, который, соблазнившись солнечным днем, убегает из школы, чтобы посидеть на берегу с удочкой, сделанной из обрывка бечевки, привязанного к концу длинного прута.

Джером К. Джером.


Оказалось, что всю эту гору рыбы Влад поймал на банального опарыша, на личинку обыкновенной мясной мухи! Никаких воблеров, кетчеров, глиссеров и спиннербейтов для выполнения этой сложной задачи ему не понадобилось! Не совсем доверяя словам товарища, спокойно рассказывающего о перипетиях рыбалки, я внимательно осмотрел и даже пощупал пойманную рыбу – она была абсолютно свежей. Мой         мозг отказывался принять тот простой факт, что Влад умеет ловить рыбу, а я  - нет. Если бы это признание самому себе произошло, дальнейшие события имели бы два сценария развития. Первый – я навсегда покончил бы с рыбной ловлей и занялся бы более травматичным для своего самолюбия занятием: выращиванием цветов, например. Второй – сошел бы с ума.

К счастью, изворотливый интеллект вовремя подбросил мне «спасательный круг»: я решил, что Влад пользовался во время ловли каким-то секретным активатором клева – веществом, привлекающим рыбу. Приняв эту гипотезу за основу в деле спасения собственной психики, я не стал расспрашивать товарища о причине его фантастического улова. Вы видели когда-нибудь рыболова, как на духу раскрывающего тайны прикормки? Да скорее небо упадет на Землю, а наука признает, что эта самая Земля покоится на трех китах, чем нормальный рыболов достоверно расскажет вам о причинах своего успеха! С облегчением вздохнув, я с добродушной улыбкой поздравил напарника с потрясающим уловом и стал помогать ему обрабатывать рыбу.


Однажды летом я принимал участие в прогулке…

Джером К. Джером


В качестве прогулки перед завтраком мы с Владом предприняли поход в ближайший лесок. На рынках города недавно появилась черника, и мы были полны решимости самостоятельно найти эту прекрасную ягоду. На удивление, решить эту задачу оказалось не в пример проще, чем предыдущую: уже через каких-то десять минут был найден богатый черничник, одаривший нас спелой сладкой ягодой. Мы ели чернику прямо с куста, окрашивая руки и языки в фиолетовый цвет, а вездесущие комары в это время ели нас. Своей кровью мы оплачивали удовольствие потребления одного из самых изысканных деликатесов среднерусской природы. Набрали мы ягоды и с собой, для чего у нас был припасен небольшой котелок.


Перейдя к яблочному пирогу, мы несколько воспрянули духом, а когда Джордж извлек со дна корзины и водрузил в центре лодки банку ананасов, мы почувствовали, что в общем жизнь – стоящая вещь!

Джером К. Джером


На завтрак у нас состоялся не то компот – не то варенье из свежеприготовленной черники с печеньем. Мы с Владом любим фигурное печенье. Из суеверия мы не стали покупать в поход печенье в форме маленьких рыбок, и теперь с удовольствием поглощали хрустящие кружочки и треугольнички, запивая их сладким ароматным напитком. Жизнь и вправду налаживалась, что и говорить! Но как ни хорошо нам существовалось на первой стоянке, надо было двигаться в путь, и, собрав лагерь, мы погрузились в лодки и отправились навстречу новым приключениям.





Продолжение следует…