Определитель рыб. Выпуск 20
Подлог
По приглашению моих друзей Гоши и Маши я в очередной раз гостил у них в доме на Ветлуге. Ветлуга – река серьезная, рыба в ней водится всякая, а потому возможно использование самых разнообразных снастей: спиннинга, фидера, поплавочной удочки, подпуска…
В один из вечеров мы решили, что следующую утреннюю зорьку посвятим ловле на донки с грузами-кормушками. По-новому это называется фидерной ловлей. Ночью засиделись за карточным столом, которым нам служил стол обеденный со снятой скатертью (скатерть и шум, как известно, главные враги преферанса), и спать решили не ложиться, благо июльские ночи коротки как воробьиный хвост. В четыре утра, погрузив все необходимое, мы были уже в лодке. От берега отплыли совсем недалеко, метрах в 15 заякорились, закинули снасти и стали ждать поклевок.
Ловить на донки я, честно говоря, не очень-то люблю. Вся премудрость такой рыбалки состоит в выборе хорошего места и терпении, с которым надо ждать поклевок. То ли дело поплавочная удочка или спиннинг – там не заскучаешь! Не нравилась такая рыбалка и Гоше. Через двадцать минут он сделал хитрые глаза:
- Нет, так не пойдет! Пока не выпьем – клева не будет – и достал из кармана куртки внушительного размера флягу.
Конечно, если бы мы спиннинговали, никто (это я так оправдываюсь) о спиртном бы и не подумал – а здесь… снасти заброшены, больше от тебя ничего не зависит, почему бы и нет?
Дело пошло веселей. То есть, клева по-прежнему не было, а вот настроение с каждым тостом улучшалось, жизнь, что называется, налаживалась. За пару часов ловли мы сумели поймать всего пяток мизерных подлещиков и подъязков, зато успели прилично захмелеть. Показываться Маше с таким уловом и в таком виде было никак нельзя. Недолго думая, Гоша решил сходить на рынок и купить рыбы. Тут надо сказать, что, считая себя рыбаками настоящими, рыбу мы никогда не покупали – вяленая вобла к пиву не в счет. Но в этот момент сознательность наша была притуплена алкоголем, и решение купить рыбу было приведено в исполнение. Пока Гоша ходил на рынок и торговался (его второе после рыбалки любимое занятие), ваш покорный слуга заснул в пришвартованной к берегу лодке.
- Подъем, рыбак, гляди, сколько рыбы я натаскал! – Гоша показал объемный пакет с подлещиками.
- Молоток, пойдем предъявлять улов и получать по загривку.
Маша, заинтересованная нашим уловом, ругать за «несвежее дыхание» нас не стала. Мы с чувством выполненного долга и видом, полным достоинства, стали готовиться ко сну. Но не успели мы улечься по кроватям, как с кухни раздался голос Маши:
- А что это за рыбу вы принесли?
- Маша, ты что, подлещиков никогда не видела?
- Ни фига не подлещиков! Ну-ка, свистать всех наверх!
С бурчанием выдвинулись мы на кухню.
- Ну, что тут у тебя?
- Да вот, сами смотрите.
Я посмотрел и замер. Передо мной на столе лежали…. Подусты.
Спутать эту рыбу с лещом никак нельзя: тело подуста сильно вытянуто, но главное отличие – рот. Если у леща он полунижний, направлен почти вперед, то у подуста – типично нижний и находится под заметно выступающим «рылом», которым подуст роет дно реки в поисках пищи.
- Эх, Гош, мы тут, оказывается, не лещей, а подустов наловили…
- Ага, наловили, рублей на сто, наверное! – подхватила Маша.
Пришлось «сдаваться». Врать дальше не имело смысла. За несколько лет пребывания на Ветлуге подуст нам никогда не попадался, факт его поимки не остался бы нами, конечно, незамеченным.
Подуст – рыба у нас на Нижегородчине редкая. По данным ихтиологов сохранился он лишь в среднем течении Ветлуги, где и происходили вышеописанные события. А тех подустов мы засолили, а потом засушили. Получилось вкусно. Но на фидер мы с тех пор больше не ловили.
У каждого рыболова, наверное, есть встречи, являющиеся определяющими для его дальнейшего развития. Сложно сказал? Можно и проще. Но будет длиннее. Вот какая история случилась однажды летом на берегу лесной речки Узола.