Определитель рыб. Выпуск 17

Сюрприз

Собрались мы с Мишкой как-то в Сормовский парк, на карася. Запаслись черным и белым хлебом, накопали червей по дороге – кто его знает, на что этот привереда клевать сегодня будет?

На речке были рано – до вечерней зорьки еще оставалось время, чтобы искупаться. Искупались, обсохли, перешли на рыбный берег и, закинув удочки, превратились в ожидание. Да, собственно, и превратиться еще не успели, как поплавок на Мишкиной удочке без прелюдий ушел под воду. Мишка, предполагая крупную добычу (вон как клюнуло-то!) резко подсек, и в воздух вылетела из воды небольшая рыбка. Наше разочарование сразу сменилось удивлением: что за диковину мы поймали? Рыба была совершенно не похожа на нашу привычную добычу: карасей, окуней, сорогу… Огромная голова, черный окрас, «ненормальные плавники» – рыба походила не то на лягушку, не то на змею!

Рассмотрев добычу, мы признали в ней ротана-головешку – и я, и Мишка выписывали в то время журнал «Юный натуралист» и читали про это чудовище статьи, видели рисунки и фотографии.

-          Вот зараза, и до нас добрался! – в сердцах воскликнул Мишка, брезгливо снимая ротана с крючка и выбрасывая его в воду.

О нашествии на водоемы Средней полосы ротана писал в то время не только «Юный натуралист»: «Осторожно – головешка!», «Агрессивный путешественник», «Нашествие ротана» гласили газетные заголовки. То ли птицы помогли расселению этой неприхотливой рыбы, то ли аквариумисты постарались – до сих пор единой версии появления ротана в наших местах нет. Известно лишь, что здешние озера и пруды ему понравились, и поселился он в них всерьез и надолго. И добро бы жил себе – как гость – смирно, так ведь всем коренным жителям водоемов от него досталось. Всеядный ротан беспощадно уничтожает их икру, поедает молодь, существенно сокращает кормовую базу – так что от такого соседства многие виды рыб просто перевелись. Так случилось и в нашем Сормовском парке.  Не стало карася, исчезли лини и плотва, остался один ротан, в случае чего способный и сородичем закусить, прекрасно переживающий зимнюю пору. Пытались было бороться с непрошеным гостем: устраивали искусственные нерестилища, которые из воды вынимали, обсушая тем самым икру.… Но куда там – ротан на практике доказал свою жизнеспособность как вид, истребить его оказалось невозможно.

На родине ротана - Дальнем Востоке – его численность здорово регулирует страшный (страшнее щуки) хищник – змееголов. Не найдя в наших краях своего исконного врага, ротан очень обрадовался. И на радостях расплодился по всем мало-мальски пригодным для житья прудам и озерам. В 80-х годах 20 века были опасения, что ротан выест и всю волжскую рыбу, но эти мрачные прогнозы не оправдались. Видимо, обязанности змееголова взяли на себя волжские щуки и окуни, для которых малоподвижный ротан оказался довольно легкой добычей. Да и быстрая волжская вода, скорее всего, оказалась ротану не по вкусу, так что в Волге я ротана не ловил. Впрочем, однажды…