Определитель рыб. Выпуск 13
Не в свои сани не садись
- Алло?
- Здравствуйте, Дмитрия можно к телефону?
- Дмитрий Юрьевич вас слушает.
- Привет, Борода, сразу не узнал, богатым на рыбу будешь!
- Сплюнь три раза, и не забудь постучать по голове.
- Да чего там стучать – рыба прет как шальная, вчера с Суры 16 кил притащил!
- Кого ловил-то?
- Бель. Густера в основном. Есть хорошая, под кило. Короче, едешь сегодня в ночь?
- А возврат на родную землю когда?
- Завтра же в ночь и вернемся.
- Еду!
Такой вот телефонный разговор состоялся у меня с товарищем как-то в марте. Под впечатлением услышанного я стал собирать снасти . Товарищ мой – Василич – был горазд на всякого рода выдумки и шутки, но даже если разделить озвученный пуд пополам, получалось довольно много рыбы. В ажитации ждал я контрольного звонка. Знаете, как бывает: машина сломается, любимая тетушка заболеет в последний момент, зима вернется и занесет дороги так, что ни проехать – ни пройти. Однако, никаких происшествий и природных катаклизмом не случилось, и среди ночи «буханка» уже несла нас, четверых заядлых рыболовов, к ожидающей на сурских глубинах рыбе.
Кстати, о глубинах. Ловить бель на глубине с течением я не очень люблю, да, по правде говоря, не очень-то и умею. Все ж взаимосвязано. Если что-то любишь, рано или поздно (тут уж от способностей зависит) этому делу научишься. А вот если к чему душа не лежит, то и стоит ли браться за это дело? Тем более что благосклонная Судьба чаще всего предоставляет нам выбор: «иметь или не иметь», делать что-либо или нет, в частности: ловить густеру на течении или «мормышить» в заливах окуня и плотву. В решении последней дилеммы, я всегда останавливался на ловле в заливах. Мне кажется, что эта ловля гораздо интереснее, чем ловля на течении. Впрочем, каждому свое.
Однако в заливы недалеко от известной каждому нижегородцу Лысой горы под Васильсурском рыба, несмотря на конец марта, еще не зашла и крутилась на фарватере, на самых глубоких местах. Вот и пришлось налаживать соответствующие снасти и плюхать вместе со всеми на середину довольно широкой на своем устьевом участке Суры.
Шли по тропинке вместе с местными рыбаками, от которых узнали не очень приятные вести: позавчера, действительно, клевало очень хорошо (у меня от сердца отлегло, значит, Василич в этот раз не соврал), а вот вчера дела обстояли гораздо хуже, поймали кил по десять на брата. Ну что ж, - думал я, - может, для местных рыбаков поймать десять килограммов рыбы – прожить день зазря, а я столько рыбы зимой уже тыщу лет не ловил.
Пришли, забурились. Почему-то считается, что если даже весь лед рассверлен как решето, начинать день надо с «трудовой», заново пробитой лунки. В этом суеверии, одном из многих рыбацких, есть смысл: к рыбе надо относиться с уважением, а к рыбалке – серьезно, тогда и Удача придет.
Ну, так вот, расселись мы по ящикам, и сначала ни у кого не клевало. Чем мы только капризную рыбу не уговаривали! Василич работал в фирме по продаже рыболовных товаров, и захватил и опарыша, и мотыля, и червя какого-то калифорнийского. Почему последний так называется, он и сам, кстати, толком не знал. Но не брала рыба ни на русского мотыля, ни на американского червяка - хоть ты тресни! Я уже стал посматривать в сторону любимых заливов (не пойти ли искать сорожку с окунем), как в нашем базаре то тут то там начали «шить», т.е. махать руками, вываживая рыбу. Вот уже и из нашей компании один обрыбился. Жду. Василич поймал трех рыб подряд. У меня – глухо. Подхожу к товарищу, интересуюсь: как и на что.
- А вот так! – выкрикивает он, подсекая, и вываживает полукилограммовую густеру.
До чего же все-таки красивая рыба. Впрочем, за редким исключением, все пресноводные рыбы красивы, не то, что морские. Там, в море, «чудище на чудище сидит и чудищем погоняет». Вообще густера ну очень на леща похожа, вот только, как кокетливая женщина, подкрасила свои «перышки» красненькой помадой.
Но красота красотой, а когда же я буду ловить густеру? Внимательно присматриваюсь к снастям соседей – моя, вроде, как у всех. Возвращаюсь к своей лунке. Сижу, «шевелю», меняю наживку, бурюсь заново и снова сижу, «шевелю»…В общем, вымучив три рыбины за несколько часов, я убежал-таки в заливы. И знаете что? Нашел средненькую активную сорожку, на которой и отвел рыбацкую душу.
А густера.… Еще несколько раз после описанных событий я пытался понять ловлю на течении, но сколько-нибудь серьезных результатов так и не достиг. Права оказалась пословица: не в свои сани - не садись!