Определитель рыб. Выпуск 9

9-й причал

Сезон открытой воды нижегородцы начинают кто как. Иные во время байдарочного похода в майские праздники более или менее успешно ловят голавликов и ельцов на Узоле или Керженце; кто-то рыбачит вподкидку на заливных лугах Ветлуги в надежде на подъязков и сорожку; некоторые, рискуя  нарваться на рыбнадзор, с лодок караулят нерестовую плотву в притоках Горьковского моря. Любая рыбалка нового сезона приносит несказанную радость: прошла, наконец-то зима, и можно вернуться к любимым спиннингам и «телескопам».

Увы, не все могут пойти с друзьями в байдарочный поход, да и просто уехать подальше от города. Особенно страдают рыбаки, обремененные садом-огородом. Начало сезона открытой воды – это и начало сезона по возделыванию земли. Рыбакам-фермерам приходится копать, сажать, окучивать… Но и утолению рыбацкой страсти отыскивается время. И если его немного – рыбак едет на 9-й причал. Причал этот – один из десятка, расположенных на волжском Речном вокзале. И никогда он не был бы так известен, если бы не славился весенними уловами уклейки. Еще по большой воде, когда мутная река несет всякого рода сор, и течение гораздо быстрее летнего, у нижнего края причала образуется затишек, навещать который любят стайки уклеек.

 

Давно известно, что как только где-то собирается рыба, через некоторое время здесь же собираются и рыболовы. 9-й причал – не исключение. Еще вчера, к примеру, на набережной людей с удочками еще никто не видел, а вот сегодня причал и подходы к нему уже ощетинились десятками «телескопов». Самое лучшее место – на дальнем углу причала, там, где проходит граница основного течения. Чтобы занять эту стратегически выгодную позицию, необходимо прийти на набережную чуть свет. Каждый следующий от «углового» рыбак имеет все меньше шансов на хороший улов. Те же, кому не хватило места на причале и пришлось рыбачить с набережной, вообще могут остаться ни с чем: близко к берегу уклейка подходит не в каждый день.

Насадку – опарыша – можно купить прямо на месте. Те рыбаки, что попрактичнее, запасаются «мухиными детьми» заблаговременно, остальные ждут появления на набережной торговцев «живым товаром».

Первые поклевки ожидаются с нетерпением: еще бы, ведь долгие полгода мы не имели счастья наблюдать за ныряющим поплавком! Весенняя уклейка довольно активна и неосторожна, так что ловят ее и рыбаки с тонко настроенными снастями, и любители со снастями погрубее. Первые, конечно, ловят больше. Слишком много, впрочем, не ловит никто.

Однажды коллега по работе пригласил меня в гости с уловом: мол, поедешь со своего причала – заскакивай, сварим твою рыбу, отведаем. Наловив десятка три уклеек, я поехал к сослуживцу. Почистили, выпотрошили, сварили, съели… Что ели – что радио слушали, никакого насыщения. Спасибо супруге коллеги, предвосхитила такой расклад (слава женской мудрости!), она купила и пожарила роскошного леща, не позволив нам умереть с голода.

Однако и уклейка бывает в одном виде очень даже вкусна, можно даже сказать – пикантна. Это когда ее засаливают с перцем и лаврушкой. Вкус – специфический!

Как-то в Каменке-на-Волге стал свидетелем массового избиения нерестящейся уклейки. На дальних подступах к берегу ее нещадно истребляли жерехи и чайки. Последние настолько обжирались рыбой, что на время теряли главную птичью способность – летать; первые, очевидно, тоже едва передвигались. Не дремало и местное население: с берега забрасывались зыбки, пойманной уклейкой набивались мешки! Остановить разбой не было никакой возможности.

На 9-м причале таких чудес, конечно, никто не видел. Единственно, чем могут похвастать завсегдатаи Нижневолжской набережной – «королевской» уклейкой, ростом до 20 сантиметров! Когда вытаскиваешь такого монстра, в голове пробегает мысль: «Уж не чехонь ли это?» Но уже через секунду становится понятно, что пойманная рыба – не чехонь. Отличить одну рыбу от другой, при всей их схожести, все же нетрудно.

Заканчивается время большой воды, и уклейка отходит от берега. Да и у рыбаков появляются более серьезные объекты для охоты. На той же набережной.… Но об этом – уже в другой раз…