Новогодние каникулы. Часть IV. В поисках трофея.

На дворе сейчас середина февраля, а рыбалка, о которой я хочу рассказать, состоялась ровно месяц назад. Заранее было решено большую часть новогодних каникул провести на рыбалке; так все и получилось. График моей основной работы не совпадает с обычным календарем, и в тот день, когда основная масса народа собиралась окунуться в трудовые будни, я рано утром направил свой автомобиль к свату, в Усть-Быстрянскую. В моем распоряжении была еще неделя, три дня из которой я планировал провести на рыбалке.

 

Декабрь и начало января на Юге России выдались не по-зимнему теплыми, но погода в первые дни начавшегося года была нестабильной из-за постоянно проходивших циклонов. Непостоянством отличалось и поведение рыбы. Хотя мои первые январские рыбалки прошли успешно, поймать рыбу в эти дни было непросто.

 

С рассветом мой автомобиль покатился по песчаным усть-быстрянским дорогам. Василий меня уже ждал, и мы сразу отправились на реку. По пути к предполагаемому месту ловли, на выезде из одного перелеска, нам встретилось стадо оленей.

 

 

Такое зверье редко встречается в степном краю, и встречу с ним можно расценивать как знамение, предзнаменование удачного дня. Хоть я и не суеверный человек, но, встретив казачку с полными цибарками, порой думаю: «К большой удаче!».

 

 

На берегу Северского донца мы с Василием  появились, вооруженные парой норстримовских джиговых спиннингов — Experience 802 MML (4–18 г) и Gravity 812M (7–21 г) — и несколькими пачками силиконовых приманок. Эти удилища были у нас и на прошлых рыбалках. Благодаря своему приличному сдерживающему ресурсу они подошли как для ловли над чистым дном, так и в крепких, закоряженных местах, где требуется форсированное вываживание. В то же время, оба удилища обладают высокой тактильной чувствительностью. Norstream Gravity, более терпимый к «варварскому обращению», предназначался для свата, а сравнительно деликатный, хотя тоже весьма надежный Experience был приготовлен для меня.

 

 

Утреннее «предзнаменование» и плотная облачность вселяли в нас большие надежды, но до полудня, пока из-за туч не появилось солнце, рыба не проявляла особой активности, поэтому ловля на шакаловского ребристого червя длиной три дюйма была оправданной. У рыбы в холодное время года снижен обмен веществ, она ведет малоподвижный образ жизни, выборочно реагирует на приманки, создающие сильные колебания, а порой вообще не обращает на них внимания, в то же время увлекаясь плавной игрой твистера или червя. Не могу сказать, что Wobbring творил в этот раз чудеса, но его размашистая игра явно влекла к себе рыбу, и наряду со щукой эта колеблющаяся приманка была интересна окуню и судаку.

 

 

В первый день рыбалки мы решили не задерживаться на реке допоздна. У Василия в станице были дела, которые нужно было закончить, чтобы на следующий день уже не отвлекаться и полностью отдаться рыбалке.

 

Каждый рыболов мечтает о трофее. Как говорится, человек без мечты, как птица без крыльев. Водя пальцами по карте, мы весь вечер выбирали места для завтрашней рыбалки, и я был определенно настроен на поимку крупной рыбы. А поскольку утро вечера мудренее, засиживаться мы не стали и после позднего ужина погрузились в мир грез. Засыпая, я волновался: завтрашняя рыбалка предполагала тактику вытрапливания, выхаживания рыбы по берегу и тщательного облова акватории, и Василия это нудное занятие могло вывести из душевного равновесия, он мог быстро потерять интерес к такой ловле. Подумалось, что главное — это успеть поймать трофей.

 

Следующее утро, как, впрочем, и весь день, оказалось солнечным и безветренным, спозаранку в тени еще держался ночной морозец, по ветвям деревьев скакали желтогрудые синички. Рыбалку мы начали на участке реки с каменисто-песчаным дном, в тех местах, где щука держится локально.

 

 

Щука на этом участке придерживается середины реки и слабого течения, и обычно все поклевки происходят на выбросе в начале проводки. В утренние часы был обловлен солидный участок реки, но рыба никак себя не проявляла, даже вездесущий окунь отказывался прихватывать джиговые приманки. По всей видимости, солнце и штиль угнетали хищника, но на одной проводке, когда до берега оставалось метров десять, Experience содрогнулся от мощного удара. Эта поклевка была, как гром среди ясного неба, и от неожиданности я чуть не выронил спиннинг. Впрочем, вываживание рыбы оказалось недолгим, удилище даже накоротке уверенно гасило мощный натиск рыбы. При всей агрессивности поклевки, похожей на судачью, увесистая рыба, атаковав шакаловского колеблющегося червяка Wobbring 3″, засеклась за «краешек губы» — за кожицу в углу пасти, и здесь меня выручила правильная работа Experience. Удилище деликатно амортизировало каждый рывок рыбы, не давая ей сойти.

 

 

После фотосессии эта рыба была отпущена, как, впрочем, и все остальные, пойманные нами. В последние годы на Юге России популяции хищных рыб, будь то сом, судак, щука, окунь или жерех, заметно уменьшились, отчего и рыбалки становятся все более трудными. А когда берешь в руки рыбу, понимаешь, что если не отпустишь ее, то нанесешь еще больший урон поголовью. К принципу «поймал — отпустил» я пришел не сразу, раньше никто у нас не мог и подумать о таком, но с годами начинаешь понимать, что нельзя жить только сегодняшним днем. У меня вон внуки подрастают, два славных парня, которых я тоже буду учить бережному отношению к рыбным запасам.

 

На этом участке реки мы с Василием оставались до того момента, когда время перевалило за полдень, и, не увидев больше ни одной поклевки, решили перебраться туда, где активность рыбы была более предсказуема. В час дня мы направили автомобиль к участку реки, заваленному деревьями.

 

 

Яркое солнце, лучи которого пронизывали воду Северского Донца, в этом месте не настораживало рыбу; стоя в коряжнике, она была активна, и до конца дня мы успели в полной мере насладиться атаками щуки. Вечером ни судак, ни окунь никаким образом не захотели проявить себя, ну а щука была в ударе и без устали хватала некрупные приманки.

 

 

Когда в конце дня мы шли по берегу, настроение нам портил вездесущий мусор. Я вспомнил, что в кузове моего авто завалялся пластиковый мешок, и незамедлительно было принято решение подобрать хлам за нерадивыми рыболовами. Наряду с понятием «поймал — отпустил» обязательно привью внукам привычку убирать за собой мусор.

 

На следующий день мне было необходимо вернуться в Новочеркасск пораньше, поэтому утром решили не заниматься поиском рыбы в новых местах, а спозаранку идти туда, где рыба держится постоянно.

 

Каждый день приносит нам свои сюрпризы. Этот день выдался теплым и пасмурным. Радовала и погода, и звуки природы, доносившиеся со всех сторон: то выкрик фазана эхом разнесется над рекой, то где-то затрещит падающее дерево, то хищные птицы поднимут шум, деля добычу. Все благоухало вокруг, было так тепло, что хотелось снять куртку. С первых же забросов пошли поклевки, но в завалах в этот день стоял один лишь окунь.

 

 

Первое впечатление, что остальной хищник пассивен, было обманчивым, и путем подбора приманок и способов их подачи, а также изменения дальности заброса была найдена и щука. Выяснилось, что рыба лучше всего откликалась на шакаловскую «кракозябру» Scissor Comb, смонтированную на шарнирной оснастке.

 

 

Зубастой в этот пасмурный день ничто не мешало выйти из укрытий на открытые пространства, чтобы сбросить с себя пиявок и вдоволь насытиться рыбьей мелочью. Каждой пойманной рыбе мы с Василием радовались, как дети.

 

 

К сожалению, дел в этот день никто не отменял, и к полудню нам пришлось завершить рыбалку. Но мы успели в полной мере насладиться ловлей, получилась золотая середина: и душу отвели, и от рыбалки не устали. Покидая реку, мы с Василием решили, что в следующий мой приезд в станицу вновь выйдем на берег вдвоем.