Определитель рыб. Выпуск 1
Написанных книжек у меня три, а не две. Одна так и осталась неопубликованной. Рабочее название «Мой определитель рыб». Три десятка маленьких рассказиков, каждый посвящен какому-то одному виду рыбы. Небольшая часть этих очерков выходила в рыбацких изданиях, большая часть будет опубликована в блоге впервые.
На заводском пруду
Начало восьмидесятых. Учились мы тогда классе в шестом или седьмом. И послали нас на шефское предприятие (так тогда спонсоры назывались) помогать рабочим электромоторы перебирать. Ну, мы вроде как помогаем заводу моторы чинить, а они нас за это экскурсией премируют. Какие-нибудь старинные церкви во Владимире разглядывать, или еще там чего…
Идея работать после школы, пусть даже один день в неделю, никого не вдохновила. Многие занимались в секциях-кружках, и пропускать любимые занятия, «отрабатывая барщину», никому не хотелось. Да и рабочие не были в восторге от нашей помощи: мы больше путались под ногами, создавая суету, чем реально что-то полезное делали. В общем, четыре часа в неделю «отбывали номер».
В первый свой визит мы обследовали цех и поняли, что ничего из того, что интересно, трогать руками нельзя. В следующий раз мы расширили свои горизонты и обнаружили сразу за цехом шикарный пруд. Вернее, пруд был так себе, небольшой: без кувшинок и лебедей, с торчащими посредине железяками, но зато… зато там жила рыба! С крутого берега пруда рыбешек было хорошо видно: они небольшими стайками крутились у поверхности воды, высматривая себе поживу. Это было удивительно! Шум, резкий запах мазута, торчащие из пруда железки и плавающая в нем рыба.
Скуки как не бывало. Сначала определили видовую принадлежность, признав в рыбах «сикильдявок», упрощенно – «сикилек» (местное название верховок). Затем проверили рыбех на наличие аппетита. Аппетит имел место быть: резвые рыбешки вполне себе интересовались падающими в воду крошками…
На следующую практику шли с товарищем в хорошем расположении духа. Еще бы: вместо бессмысленного пребывания в громыхающем своими внутренностями цеху нам предстояла рыбалка! Пусть не такая уж серьезная (каждый из нас к тому времени имел счастливый опыт поимки более значительной рыбы), но чтобы вот так, в двух шагах от дома предаться любимому делу – об этом можно было только мечтать. Конечно, тут же началось неформальное соревнование: кто наловит больше. И каждый раз кто-то уходил с гордо поднятой головой, в то время как проигравший строил планы на следующий «тур». Кстати, наверное, именно тогда мы впервые реализовали на практике принцип «поймал - отпусти»: всю выловленную рыбу мы кидали за ненадобностью обратно в воду. Кроме воспитания в себе гуманизма, тренировали реакцию: подсечь теребящих насадку юрких верховок было чрезвычайно трудно!
В общем, мы были немного расстроены, когда наша трудовая практика подошла к концу…