Monocoque - что ты за зверь такой?
Как стало известно после выхода обновлённой линейки «Сертов», корпус типа монокок получили не все модели в этой линейке, а только силовые модели Certate HD 3500/4000, когда как в моделях меньших типоразмеров, корпуса используются, скажем так, обычные.
Ко мне на обслуживание уже попадали 16-е «Серты» с «обыкновенным» корпусом, и вскрытие показало, что внутри они не сильно отличаются от многим известных «Сертейтов» 13-го модельного года. Механизм редуктора остался почти неизменным, кроме опорных подшипников ведущего колеса, которые теперь имеют защиту Magsealed. Немного видоизменился ротор, и вместе с этим он стал более продуманным в плане защиты от истирания в точках крепления дужки, посредством установки втулки ещё и на вторую сторону ротора. В 13-х такая втулка устанавливалась только в одной точке крепления дужки. В остальном, на мой субъективный взгляд, изменение претерпел только экстерьер.
Но вот дошло дело и до «Хэви Дютиков», и у меня на столе оказалась катушка Daiwa 16 Certate HD 4000H с тем самым корпусом «Monocoque». Ну, что ж, давай знакомиться, «Сертушка». Сразу сделаю уточнение, что катушка эта абсолютно новая, так сказать с магазина. Сразу бросились в глаза внушительные габариты катушки и её вес. Как мне показалось, визуально она даже больше чем Daiwa Saltiga Game (надо будет сравнить их визуально), ну и тяжелее на 15 грамм (если смотреть на «паспортные» данные). Ход с коробки мягкий, но довольно туговатый, какой-то даже маслянистый. Сначала я даже подумал, что, мол, неужели в Дайву с завода стали закладывать другие, более густые смазки, так как ход такой, как будто шестерни смазаны IOS Grease и катушка была предварительно «заморожена», но об этом позже. Больший для меня интерес на данный момент представлял корпус катушки и то, как там «упакован» редуктор, поэтому вскрываем.
По идее, для вскрытия корпуса понадобится специнструмент, которым будет проворачиваться боковая, ввинчивающаяся в основной корпус, крышка. Для этого на ней есть два посадочных канала с межцентровым отверстием 15 мм. При приложении небольшого усилия она без проблем отвинчивается, причём против часовой стрелки, хотя как мне (да, и не только мне) кажется, что по понятным причинам правильнее было бы сделать «левую» резьбу. В этой крышке есть посадочное место для подшипника и регулировочных шайб, а, скажем так, над резьбой имеется уплотнительное кольцо, служащее гидроизолятором внутренностей катушки.
Далее мы просто с небольшим усилием вытягиваем ведущее колесо из корпуса, так как, спешу заметить, венец, приводящий в движение паразитку, является отдельной, съёмной с вала ведомого колеса, деталью. Остановимся на этом моменте. По моему мнению - это очень верное решение, и хочется сказать инженерам-разработчикам за это спасибо. Почему? Да потому, что столько уже было повидано ведущих шестерен с убитыми венцами, что служило причиной весьма дорогостоящей замены всей главной пары. А тут, на тебе пожалуйста, убил венец, купил новый.
Далее с правой стороны, так же против часовой стрелки, откручиваем вторую боковую плату, где видим большую дистанционную полимерную шайбу (почти втулку) и второй опорный подшипник ведомой шестерни. Всё это дело без усилия извлекается из катушки, и перед нами предстаёт разобранный редуктор «Монокока».
Выглядит неплохо, особенно ведущая шестерня с диаметром 40 мм. и довольно мощными зубьями. Стоит заметить, что кулиса не такая, как мы привыкли видеть в «Сертах», а чуть попроще. Она имеет стабилизацию в виде всего лишь одной направляющей, и ни о каких подшипниках и «вагонетках» здесь речи не идёт. Как мне кажется – слабоват данный узел, но так ли это, узнать можно только на практике.
Теперь вернёмся к тугому ходу. Как выяснилось, причиной тому являются опорные подшипники ведущей шестерни, которые выполнены с системой магнитно-масляной защиты Magsealed. Сами подшипники крутятся очень туго, что меня несколько удивило и даже насторожило. Не припомню, что бы на других 16-х «Сертах» было также, и позволю себе предположить, что возможно им нужно «прикататься».
Дальше разбирать пока не стал, так как появилась идея сделать полноценный видеообзор по этой катушке с полным разбором (думаю, многим будет интересно не почитать, а посмотреть). А пока у меня по этому «Монококу» вот такое, несколько шуточное резюме: несмотря на все маркетинговые уловки, где нам преподносят это в определённом «свете» и под нужным им «углом» (соусом, если хотите), система довольно простая, но от этого не менее надёжная. Эдакий АКМ катушечного фронта. Даже если в процессе ловли произошла какая-то лютая не стандартная ситуация и нутро катушки залило водой, засыпало песком, стало клинить и т.д. и т.п., можно её с помощью одной нехитрой приспособы вскрыть (кстати, не снимая ни шпули, ни ротора), промыть очистителем из баллона, кинуть новую смазку, закрыть и смело продолжить ловить без каких либо проблем. Времени на это уйдёт не больше 5-10 минут, правда, нужно с собой всегда иметь очиститель и смазку. В целом, как мне думается, катушка довольно крепкая и мощная, даже не смотря на тот «баг» с кулисой. Возможно унции две, а то и три в джиге она должна выдержать.