Новогодние каникулы. Часть I. Первая рыба.
Двадцать восьмого декабря, уставший, но довольный, ехал я с рыбалки в Новочеркасск, и, выйдя в прямой эфир в «Фейсбуке», со спокойной душой объявил, что рыболовный сезон окончен. Тем не менее, вернувшись домой, я все же решил вернуться на реку 31 декабря и поймать рыбу «в прямом эфире». При планировании новогодне-рождественских каникул было намечено встретить Новый год с семьей в станице Усть-Быстрянская и оттуда же начать мой рыболовный марафон. Кроме того, я задумал по дороге в станицу заехать на часок на реку и, как уже говорилось, поймать щуку «в прямом эфире», именно щуку, на силиконовую приманку Jackall Scissor Comb, чтобы немного разрядить напряженные часы ожидания «нового счастья».
Думаю, мне удалось отвлечь рыболовов от их забот; во всяком случае, у экранов одновременно собрались 128 человек. Активность рыбы была очень низка, щуку поймать не получилось, но за проведенный у воды час я вытащил пару окуней и видел три поклевки зубастой, которая, к сожалению, так и не уселась на крючок.
Как и всякий обычный, «среднестатистический» гражданин России, я провел новогоднюю ночь за праздничным столом, ломящимся от угощений: «Советское шампанское», «тополовка», вино, курочки, уточки, блюда из свинины и говядины, салатики; не обошлось и без холодца. Я слушал президента, смотрел «Синий огонек», пил, ел… Еды было столько, что ее просто невозможно было осилить. Хотелось попробовать и того, и другого. При подготовке к праздникам наши хозяйки бывают весьма расточительны, и потом всю неделю приходится доедать то, что они наготовили, пару дней не отходя от плиты.
К двум часам ночи, насытившись мясом и спиртным, я решил завершить торжество и немного отдохнуть перед новым рыболовным сезоном. И вскоре под шум дождя, лившего за окном, я погрузился в мир грез.
Утром первого числа я предложил свату провести день на реке вместе, и вот мы понеслись на пикапе по песчаным лесным дорогам к месту вчерашней неудачной рыбалки. Азарта мне не занимать, я жаждал крови, мне нужен был матч-реванш! Сват же мой Василий — сельский житель, с юности увлеченный охотой. По образу жизни у него совсем нет времени заниматься рыбалкой, хотя раньше, будучи помоложе и поэнергичнее, он нередко бегал на реку с удочкой половить карася. Иной раз, когда я приезжаю в станицу, он с удовольствием рыбачит вместе со мной с сорок шестой «Волжанки», в летнее время ловит судака и голавля.
Чудеса да и только! Утро первого дня только что зародившегося года оказалось очень теплым и ничем не напоминало вчерашний дождливый и холодный вечер. Река встретила нас стелящимся по воде туманом, и было так тихо, что наш с Василием разговор отражался от леса, растущего на противоположном берегу.
Так как я ехал не один, для джиговой ловли в корягах с грузилами 6–8 г я подготовил пару спиннингов: Василию — Norstream Gravity GRS-812M (7–21 г), а себе — Experience EXS-802MML (4–18 г). Оба удилища хорошо мне знакомы. Для свата был специально выбран Gravity — мощный, надежный аппарат с крепким катушкодержателем и приличной чувствительностью. Забегая вперед, скажу, что благодаря этому удилищу к Василию понимание ловли в завалах пришло практически сразу; ощущение «зужения» шнура и шорканья приманки о корягу, обросшую ракушечником, позволяло в нужный момент поднять приманку над затопленным деревом или поиграть ею в ветвях.
Очень часто при ловле джигом я использую шакаловский силикон. Вот и на этот раз облов завала я начал, оснастив I Shad Tail офсетным крючком Sasame Rock Fish #2/0 и стальным поводком. Почему именно Rock Fish и стальной поводок? Крючок из тонкой проволоки, разгибаясь на зацепе, позволяет сохранить приманку, а далее его можно подправить плоскогубцами или зажимом и продолжать использовать. Конечно, в зимнее время щука хватает приманки не как в теплой воде и для ее ловли подошел бы флюорокарбоновый шоклидер, но узлы для соединения разнородных материалов проигрывают узлам, которыми мы вяжем поводки, вертлюги, застежки и приманки, а использование стального поводка оправдано как его надежностью, так и возможностью выдрать приманку из крепкого зацепа, если только зацеп не глухой. Да и рыба, охотящаяся в коряжнике, мало замечает сталь, ее внимание в завалах сосредоточено на жертве, которую нужно схватить с первой же попытки. Вот почему поклевки в корягах всегда «сокрушительные».
Ну, а Василий схватил первую попавшуюся оснащенную приманку, которой оказался OneUp Shad, прицепил ее и со второй проводки поймал окуня.
Спозаранку рыба была не активна, но мне следом за сватом удалось поймать щуренка, которого увлекла высокочастотная игра I Shad Tail'а и который схватил приманку, когда та продиралась сквозь ветви топляка.
Это была моя первая рыба начавшегося года. У щуки еще долго не было аппетита, она лишь неуверенно прищипывала приманки в корягах, но к десяти часам проснулась и стала проявлять себя более резкими поклевками. Завершая очередную проводку, я услышал ликующий голос Василия: «Щука, щука!» Глаза его горели — это была первая в его жизни щука, пойманная спиннингом.
Таким я свата еще никогда не видел, он прямо светился от счастья, делился своими впечатлениями: «Я и не думал, что щука так сопротивляется». А что же тут удивительного? Рыба на течении сильна и все время стремится укрыться в корягах.
Щука к этому времени расклевалась, и бродивший по берегу рыболов с поводковой оснасткой удивлялся каждой пойманной мною рыбе. Когда я вытащил на берег очередную зубастую, соблазнившуюся мохнатой кракозяброй Scissor Comb 3″, он подошел и поинтересовался, «как я это делаю».
Посмотрел рыболов на мою компактную оснастку, состоящую из грузила и приманки, одетой на офсетный крючок, и удивился. В последние годы люди, однажды увидев ловлю с поводковой оснасткой, решают, что и они так смогут, но дело в том, что при ловле с любой оснасткой необходимо еще и понимание процесса. Я объяснил рыболову суть ловли на джиг, поделился с ним грузилом, и он удалился учиться чувствовать контакт приманки с дном и ее парение в толще воды.
В какой-то момент, приблизившись ко мне и делясь своими ощущениями, рыболов заинтересовался «диковинной приманкой» Scissor Comb и спросил, не в ней ли все дело. Я тогда объяснил, что щуке в холодной воде зачастую интересны шумящие, ребристые приманки. Порывшись у него в сумке, обнаружил новенькую пачку четырехдюймовых G-tail Grub, оснастил один из них и запустил его к коряге. Пока я объяснял рыболову технику ловли на джиг, шоркая по завалу, приманку схватила щука!
В глазах рыболова появилась уверенность, и он вновь удалился, увлекся ловлей и больше уж не подходил до окончания рыбалки. Время от времени я обращал внимание на Василия. Иногда он зацеплял приманку за корягу, матерился, выдирая ее из завала, потом, подправив крючок, вновь проволакивал по тому же месту — и периодически вытаскивал щук. Сват радовался каждой пойманной рыбе, как ребенок.
К полудню клев достиг апогея, щука реагировала на Scissor Comb практически на каждой проводке.
Количество пойманной рыбы ошеломляло, рыбалка затягивала, но в первый день года мы были ограничены временем, поскольку в станицу ехали дети с внуками, и к двум часам дня нам пришлось завершить рыбалку.
По возвращении в Усть-Быстрянскую Василий изъявил желание и завтрашний день провести на реке. Второй день начавшегося года был фееричным, и начался он с фантастически красивого рассвета.
Но об этом — в следующий раз.