В последние дни уходящего 2017 года

 

В последние дни уходящего года произошла эта удивительная рыбалка, после которой я возвращался домой уставший, но довольный. Рыбалка эта была удивительна не из-за количества пойманной рыбы, хотя и этот фактор был немаловажен, а оттого что состоялась она, когда до окончания года оставались считанные мгновенья, в чудесный, по-весеннему теплый, солнечный день. День был прекрасен. Где-то вдали щебетали птицы, водную гладь будоражили легкие дуновения ветра, светило яркое солнце, и было так тепло, что хотелось сбросить с себя куртку. На первый взгляд, стояла идеальная рыболовная погода. Но рыба думала иначе. Я уверен, что каждый из вас не раз сталкивался с такой ситуацией, когда рыба наотрез отказывалась клевать. И когда кажется, что дело не идет не только у вас, но и у других рыболовов. Активность рыбы, безусловно, зависит от фазы луны, направления и силы ветра, температуры воздуха, колебаний атмосферного давления и прочих факторов, и бывают периоды, когда рыба действительно находится в оцепенении. В день моей последней в 2017 году рыбалки практически все благоприятствовало удачной ловле, но было одно «но», которое чуть не подвело меня, и этим «но» были яркое солнце и прозрачная вода. После некоторых поисков, однако, мне все же удалось найти активную рыбу, и вот об этой удивительной рыбалке я и собираюсь вам поведать.

 

Начну с банальности. Перед каждым выездом, особенно на неизвестные водоемы, я готовлюсь к рыбалке, изучая метеопрогнозы, карты и спутниковые снимки водоемов, а также читая «вести с водоемов». В данном случае я ехал на хорошо знакомый мне участок реки между хуторами Усть-Быстрый и Апаринский, и мне оставалось только внимательно следить за погодой. За пару дней до выезда на Нижнем Дону установилась не по-зимнему теплая погода, температура в дневное время поднималась до плюс десяти. По прогнозам, в день моей рыбалки погода должна была быть такой же теплой, с ярким солнцем и слабым ветром. И действительно, так все и вышло.

 

Решив не торопиться на реку, так как щука в холодной воде начинает проявлять свою активность после рассвета, я выехал из Новочеркасска с таким расчетом, чтобы на берегу появиться к восьми часам. В этот раз я решил не заниматься экспериментами, а просто половить рыбку в последние дни уходящего года, а потому на каменистый берег Северского Донца вышел налегке: в рюкзаке у меня был термос с чаем, коробка с воблерами, несколько пачек шакаловской резины и пригоршня грузил. Из удилищ у меня были два брата-близнеца, Norstream Gravity и Norstream Dynamic III. Конструктор «Норстрима» Кирилл Гущин, решив обновить в 2017 году семейство «динамиков», которые практически всегда получались универсальными, решил сделать чисто твичивый Dynamic III, а в дополнение к нему — джиговое удилище Gravity. Обе серии выполнены практически из одних и тех же материалов, но отличаются друг от друга геометрией бланков и — немного — дизайном.

 

Северский Донец встретил меня гладью, лишь время от времени слабые дуновения ветра образовывали на поверхности небольшие очаги ряби. Первые пару часов на небе была плотная облачность, и всё вокруг, казалось бы, способствовало хорошей рыбалке, но, увы, рыба молчала. Бродя по берегу, я не торопясь облавливал каждый метр реки, меняя проверенные временем щучьи приманки. Reins G-tail Saturn, G-tail Grub и Bubbling Shad, Bait Breath Curly Grub, Lunker City HydroTail Grub постоянно находятся у меня в рюкзаке, и зимняя щука, в каком состоянии она ни была, всегда реагировала на одну из них. Но сейчас вышло иначе. Наконец, на одной из проводок, на выбросе, Jackall I Shad Tail 3.8″ был атакован, как только он начал свое движение после первого контакта с дном. Поклевка была уверенной, бланк восемьсот двенадцатого Norstream Gravity содрогнулся, и при взмахе удилищем рыба была засечена. Крупная щука сначала поупиралась, затем сделала несколько рывков и, к сожалению, сошла. Я долго бродил по берегу в ожидании новой поклевки, перебирал приманки, и через какое-то время, когда вновь был поставлен I Shad Tail, его схватила другая рыба.

 

 

К этому времени плотная облачность рассеялась. Голубое небо, яркое солнце, щебечущие птицы, едва заметное дуновение ветра — все это радовало меня, и на реке было по-настоящему тепло, но вот рыбу солнце и штиль явно угнетали. Солнечные лучи, пронизывающие чистую воду реки, насторожили обитателей подводного мира, они перестали двигаться и кормиться. Тем не менее, я упорно продолжал делать заброс за забросом, и мои усилия увенчались успехом: I Shad Tail'ом заинтересовалась еще одна щука.

 

 

Никогда я не успокаивал себя тем, что рыба не ловится повсеместно, а не только у меня. В некоторых местах, где хищник находит благоприятные условия для засады, он сохраняет активность, и такие места можно отыскать. Как говорится, волка ноги кормят. Вот я и решил сменить место ловли. Понимая, что на открытых участках рыба будет так же пассивна, я сместился к расположенному неподалеку коряжнику. Точнее, к двум малоприметным коряжкам, лежащим на слабом течении. Рыба проявила себя на первых же проводках, но все поклевки были холостыми, сказывался небольшой перегруз приманки для короткой ступеньки. Заменив восьмиграммовое грузило шестиграммовым, я вновь запустил I Shad Tail в коряжник. Паузы (длина ступеньки) заметно увеличились, приманка стала легче проходить сквозь ветви затопленного дерева, и на первой же после смены грузила проводке рыба жадно схватила приманку.

 

 

Поскольку щука предпочитала более плавную и спокойную игру приманки, я перешел на «мохнатый» Jackall Scissor Comb 3.8″. Эта кракозябра, имеющая четыре пары лапок и два длинных уса, действительно, плавнее опускалась к рыбьей засаде и легче проходила через завал. Кроме того, колебания, которые создавал Scissor Comb, по-видимому, особенно нравились щуке.

 

 

Практически на каждой проводке хищник пытался схватить диковинную приманку. Свал на глубину находился в полутора-двух метрах от уреза воды, и возле него малька время от времени что-то беспокоило. Подумав, что это может разбойничать окунь, я оснастил силиконового червячка Jackall Wobbring 3″ офсетным крючком Sasame Rock Fish #1 и с четырехграммовым грузиком подал его туда, где было замечено беспокойство. На первых же ступеньках ребристый червячок был скушан.

 

 

Окунь не давал Wobbring’у проходу, но эта рыба меня мало интересовала. Вернувшись к коряжнику, я продолжил ловлю щуки. Завал был нашпигован зубастыми, но их размер оставлял желать лучшего, поэтому вместо Scissor Comb 3.8″ я порставил трехдюймовую приманку.

 

 

Ярко выраженных предпочтений по отношению к цвету приманки в этот день у рыбы не было, ее будоражили колебания кракозябры, и какой бы цвет я ни предлагал, щука кидалась на Scissor Comb.

 

 

Активный клев продолжался до того момента, пока яркое солнце не приблизилось к горизонту, а затем в один миг, без всякого угасания, активность щуки прекратилась, рыба перестала реагировать на приманки.

 

Подводя итоги последней рыбалки 2017 года, хочу заметить, что активность рыбы в тот день на разных участках реки была разной. Никогда не следует думать, что если не получается в одном месте, то и в другом не будет брать. С другой стороны, бывает и в точности наоборот, и тогда срабатывает тактика выжидания. Каждый день рыба ведет себя иначе, не бывает одинаковых рыбалок, и всякий выезд на водоем приносит какие-нибудь сюрпризы, с которыми приходится разбираться на месте и которые мы не всегда можем понять.

 

Эту рыбалку я завершил еще засветло. Уставший, но довольный, я ехал в Новочеркасск, и, выйдя в прямой эфир в «Фейсбуке», со спокойной душой объявил, что рыболовный сезон окончен. Тем не менее, вернувшись домой, я все же решил вернуться на реку 31 декабря и поймать рыбу «в прямом эфире». Но об этом в следующий раз.