Бархатный сезон. Часть I

Конец июля, на Юге России установилась жаркая погода, и в выходные дни народ потянулся к водоемам. Дон особенно популярен в жару, но и Северский Донец в этом отношении мало ему уступает, привлекая не только рыболовов, но и отдыхающих. Очередные выходные я решил провести в гостях у сватов, половить рыбку, а в полуденные часы поваляться на песчаном берегу. В этот раз было решено вспомнить былые времена, а потому в пятницу вечером я выехал в Усть-Быстянскую без «Волжанки» и рыбопоискового оборудования: река, спиннинг и я, один на один с рыбой. Планировались три разноплановые рыбалки: ловля судака на джиг, ловля щуки на «диповые» воблеры и ловля голавля. Многодневная смена погоды и жара внесли в рыбалку свои коррективы, щука была неактивна, и двухдневный тур свелся к ловле судака и голавля. В жаркие дни наибольшая активность рыбы проявляется на зорьках, и за этот выезд в станицу на реке мне удалось побывать три раза, два из них утром и один вечером.

На этот раз я взял с собой на рыбалку для ловли джигом и твичингом недавно появившееся у меня удилище Norstream Flagman T (Travel) FLTS-704M, предназначенное для рыболовов, которые отправляются в туристические или деловые поездки самолетом. Удилище в зачехленном виде имеет длину 650 мм и легко помещается в чемодан, не создавая проблем при транспортировке.  С серией спиннингов Flagman Travel, имеющей джигово-твичинговую направленность, я познакомился еще зимой и сразу же был впечатлен. Четырёх складное удилище с тремя стыками имеет средне-быстрый строй, который хорошо подходит как для джиговой ловли, так и для рывковой проводки хоть попперов, хоть минноу. Еще тогда мне приглянулся семьсот четвертый «медиум», который хорошо подходил к условиям и стилю моей ловли, к весу используемых мною приманок.

А для ловли голавля я достал из тубуса Norstream Amulet AMS-762L. С этим удилищем я уже охотился на щуку и судака, как с воблерами, так и с джигом, он хорошо подошел для ловли щуки на некрупные воблеры-минноу и уверенно выволакивал судаков из коряжника при ловле на джиг. А вот ловить им голавля на крэнки мне до сих пор не доводилось, и теперь я был рад представившемуся случаю опробовать «Амулет» на краснопером.

Рассказ о времени, проведенном на реке, я хочу разделить на две части, так как в разные дни была и разная активность рыбы.

Бархатный сезон. Часть I

Первый день рыбалки начался рано. Поднявшись задолго до рассвета и второпях выпив кружку ароматного кофе, я выдвинулся на берег Северского Донца и загрузил снасти в старенькую «Казанку». Ровно урча, пятнадцатисильный мотор вывел лодку на глиссер. Только-только забрезжил рассвет, от воды поднимался туман, доночники на берегу еще не успели погасить налобные фонари. Старенькая лодка на всех парах несла меня в низовья реки к станице Журавская, и от простого рыболова меня отличало только джерси.

На место я прибыл, когда солнце только начало окрашивать небо багрянцем. Здесь, где заповедный лес по обоим берегам оберегает реку от наплыва народа, всегда мало рыболовов, ловящих судака, зато много закоряженных мест и чистых свалов, возле которых держится рыба. Поскольку у меня с собой не было даже простенького эхолота, я установил лодку в хорошо известном мне месте, где крутой свал уходит на глубину семь метров.

Порывшись в сумке, я достал оттуда пачку силиконовых приманок Jackall Scissor Comb 3,8″, напоминающих каких-то диковинных насекомых. На них я ловил и ранее; игра их нравится окуню, судаку и щуке. Этим утром решил ловить на Scissor Comb судака, мне было интересно, насколько приманка придется ему по вкусу на пике лета, когда рыба особенно разборчива по отношению к искусственным приманкам. Оснастив Scissor Comb 3,8″ офсетным крючком 3/0 и десятиграммовой «чебурашкой», я стал забрасывать приманку в верхнюю часть свала. Поклевку долго ждать не пришлось. Ведя приманку обыкновенной джиговой ступенькой, я на втором забросе, как только примака начала спускаться по свалу, почувствовал уверенную поклевку.  Бланк семьсот четвертого «Флагмана» жестко подсек рыбу, вываживание длилось считанные секунды, удилище быстро подняло полуторакилограммового судака к поверхности воды. Для антуража я задекорировал измятую палубу, бросив на нее тряпку, которая валялась в носовой части старенькой лодки.

Через пару-тройку проводок судак вновь схватил Scissor Comb, и хотя поклевка была деликатная, «туристический флагман» отчетливо передал ее. При вываживании рыба упорно сопротивлялась, и удилище, имеющее три стыка, удивляло своими вяжущими способностями; средняя часть бланка откликалась на каждый рывок рыбы, тем самым быстро утомляя ее.

Дальнейшие попытки ловить именно в этом месте не увенчались успехом, не решила проблемы и смена приманки. Дело в том, что рыба рассредоточена здесь по всему стометровому свалу. Лишь когда я сдвинулся в сторону, была поймана еще одна рыба.

Уже полностью рассвело, но место ловли было скрыто от солнца растущим на берегу лесом, и это продлевало мне рыбалку. Перемещаясь по свалу, я на каждой остановке брал одну-две рыбы. Как только солнечные лучи побежали по водной глади, клев угас, но, проявив упорство, я все же вымучил еще одного судака.

Возвращаясь в станицу, я останавливался в интересных местах, но интересующая меня рыба была пассивна. Рыбалку я вскоре закончил и вышел на берег, решив провести день на пляже, валяясь под деревьями, а вечером вновь выйти на воду и на зорьке половить щуку на «диповые» воблеры-минноу.

На воде я появился в 17.00, солнце к этому времени прогрело воздух до 34 градусов, и на раскаленном берегу находиться было невозможно. Вскоре лодка помчала меня в верховья реки; по пути обдувал ветерок, и на воде жара переносилась легче. Поскольку меня интересовала щука, я вышел к обширному поливу с глубинами 2–3,5 метра, где мне доводилось ранее ловить зубастую, но, проведя там некоторое время, я поймал лишь нескольких окуней, которые время от времени с ожесточением налетали на Dowzvido 90 SP.

Решив вернуться к щуке, когда спадет жара, я отправился к каменистому свалу в поисках голавля. Боя красноперой рыбы не было, но у берега под нависшими над водой кронами деревьев и кустарников мелкие голавлики  собирали с поверхности каких-то насекомых и пух. Я попробовал ловить на Jackall Timon PaniCra, и голавль хватал его практически на каждой проводке.

Местами, где лежали крупные камни и ветви кустов уходили в воду, удавалось ловить по нескольку рыб в одной точке, удерживая лодку на слабом течении, благо стоял штиль. Невозможно было оторваться от голавлевого эльдорадо. Все же, когда жара немного спала, я решил вновь выйти на щучий полив, но зубастой, видимо, мешала охотиться чересчур теплая вода. Я вернулся на каменистые россыпи и вновь занялся голавлем. Amulet AMS-762L точно укладывал воблеры под нависающие ветви и не давал рыбе сходить с безбородых крючков. Отличная снасть для ловли голавля!

Голавли до пятисот граммов весом стояли у берега, и когда PaniCra падал под нависающие ветви, бросались на него на первых двух-трех оборотах катушки. Красноперые товарищи проявляли гиперактивность, и если с первого раза атака не достигала цели, то они еще долго бодали воблер, придерживали его, выплевывали и вновь хватали.

Голавли брали, пока солнце не подошло к горизонту, после чего клев угас на глазах. Было еще несколько поклевок, и рыба полностью замолчала. В этот вечер в среднем ловились рыбки около четырехсот граммов, крупного голавля не было видно, но одну рыбу, немного не дотягивающую до килограмма, мне все же удалось поймать.

День оказался очень насыщенным и «жарким», рыбалка получилась более чем удачной, и на берег я сошел уставший, но в приподнятом настроении.

На следующее утро я запланировал глубоководный твичинг, но это совершенно другая история, которую я расскажу в следующий раз.

Продолжение следует