Новогодние каникулы в Стране души


Мне уже давно за пятьдесят, но я до сих пор верю в Деда Мороза и новогодние чудеса. В один из предновогодних вечеров у меня дома раздался звонок из города Краснодар; это был Василий Мадюкин. Поздравили друг друга с наступающим, а потом Василий предложил провести «каникулы» на рыбалке в Стране души. Поколебавшись пару секунд, я согласился на поездку. Предложение было настоящим сюрпризом: Абхазия — мандарины — форель!
Новый год и Рождество я обычно встречаю в кругу семьи у елочки, поэтому ехать решили второго числа, а возвращаться шестого вечером. К вечеру второго января мы были в Пицунде. Абхазия встретила нас зелеными эвкалиптами, кипарисами, шелестящими бамбуковыми рощами, виноградниками, запахом мандаринов и потрясающе красивым звездным небом. Разместившись в гостинице, мы отправились в кафе, где нас ждали абхазские друзья и компания краснодарских рыболовов. Пили ароматное южное вино и ели кролика по-кузнецовски, которого приготовил сам Баритонище. Сидели допоздна, делясь впечатлениями от ушедшего года и планируя рыбалки в окрестностях Пицунды.
В Страну души я взял пару удилищ Norstream Areal New, которые предназначены для ловли на легкие и сверхлегкие воблеры, вращающиеся и колеблющиеся блесны. У всей серии Areal New отличные бросковые характеристики, даже в стесненных условиях забросы получаются дальними и точными. Да и мощности этим спиннингам не занимать, при борьбе на течении с бойкой и сильной рыбой «ареалы» не оставляют ей ни единого шанса. При ловле на приманки, оснащенные безбородыми крючками, сходы редки, удилища отлично гасят рывки рыбы, броски при выходе на свечку, и если она подсеклась как следует, то ей не сойти. Norstream ARNS-602L (2–8 г) я предполагал использовать для ловли ручьевой и радужной форели, а ARNS-702L (3,5–12 г) — для борьбы с крупной рыбой: лососем и голавлем.
Утро первого дня оказалось теплым, но лужи были затянуты тонким ледком; видимо, ночью был небольшой заморозок. На реку решили не торопиться. К десяти часам, опрокинув по чашке горячего кофе, выдвинулись к реке Бзыбь.

С гор дул пронизывающий холодный ветер. Наша компания из семи человек разбрелась в поисках перспективных мест. Хотя у меня имелся небольшой опыт ловли форели в горных реках, я решил походить с ребятами и понаблюдать за ними. Течение меня не пугало, было и полное понимание работы вращающихся и колеблющихся блесен, а вот по воблерам-минноу и силиконовым приманками имелись пробелы, которые пришлось заполнять на лету. Я впитывал, как губка, нюансы ловли радужки и пеструшки, особенности преподнесения силиконовых червей и нимф, осваивал проводку приманки по определенной траектории и удержание силикона в обратках и местах сбоя струй; парящую приманку в нижних слоях воды анимировал легкой подыгровкой кончиком спиннинга.
В это время года у форели преобладает инстинкт размножения и большинство взрослых особей поднимается в верховья, чтобы воспроизвести потомство, поэтому в нижнем течении горных рек плотность рыбы очень низка. Река хорошо читалась, и рыболовы, рассредоточившись на участке около полутора километров, пробивали метр за метром перспективные места, но за два часа на всю копанию была поймана лишь одна радужная форель длиной 25 сантиметров. Попалась она ниже переката, на прямом участке реки, где бурный поток успокаивается и течение размазывается. Мы решили сменить место ловли и в поисках активной рыбы переехать на другой водоем. К полудню мы были на реке Черная, в верховьях которой мне раньше доводилось удачно рыбачить. Черная не широка, течет более-менее спокойно, населена ручьевой форелью и подпитывается сбежавшей из местного хозяйства радужной и янтарной форелью. Для этого водоема я собрал удилище Norstream Areal ARNS-602L, который охотно используют не только рыболовы-любители, но и спортсмены для ловли разнокалиберной бойкой рыбы: 602L и мелочь не упустит, и крупный экземпляр легко уговорит; он отлично работает с форелевым «железом», воблерами, хорошо подходит для деликатной ловли на силиконовые приманками. Этим коротышом удобно работать из-под нависающих деревьев.
Мы с Василием Мадюкиным и Сергеем Алексеевым поднялись в верховья, остальная же компания решила ловить рыбу ниже плотины. Забегая вперед, скажу, что все остались с уловом, форель была активна везде. Зато в верховьях Черной мы могли наслаждаться красивейшими пейзажами. Местами река завалена булыжниками, по берегам над водой нависли замшелые деревья. Словом, картины, как в сказке.

Norstream ARNS-602L точно посылал приманку под крупные камни и нависающие с того берега реки деревья. Рыба хотя и была активна, клевала неохотно. Ловля из-под камней на силикон вприглядку принесла нам нескольких радужных форелек и пару «лососиков». Areal не давал им возможности сойти с крючка.

Сергею вращающиеся блесны то и дело приносили ручьевых форелек — мелочь, а приятно. Агрессивные поклевки некрупной пеструшки волнуют не меньше, чем хватки крупных особей.

К концу дня мы с Василием переместились в среднее течение реки Черная. Берега тут практически сплошь заросли ежевикой и шиповником, и подобраться к воде можно лишь в некоторых местах. Несмотря на такое неудобство, мы все же смогли поймать несколько пестрых рыбок. Окончательно выбившись из сил, я уселся на берегу и любовался абхазкими пейзажами, Василий же тем временем нашел брод и перебрался на другой берег, где была обширная коса, и до конца дня поймал пару форелек, а нескольких упустил; одна из поклевок была явно крупной рыбы, даже тормоз катушки затрещал.
В Пицунду мы вернулись затемно и за ужином в кафе обменивались впечатлениями о рыбалке.
Так как мы с Василием в Страну души приехали не одни, второй день было решено потратить на культурную программу и вывезти наших половинок на горное озеро Рица, а уж на обратной дороге где-нибудь порыбачить. За свою жизнь я побывал во многих местах и повидал разное, но девственные пейзажи ущелья и самого озера впечатлили.

Вылазка на Рицу заняла у нас практически весь день. Возвращаясь, мы выбрали место поудобнее и свернули к реке. Особенно нас заинтересовал участок ниже переката, где лежали глыбы и вода образовывала обратки. Мне не хватило опыта, а Василий сумел поймать в этих водоворотах пару ручьевых форелек. Вечерело. Возвращаясь к автомобилю, я остановился там, где поток терял силу и замедлялся. Забросив Tricoroll 47 против течения, я выдержал небольшую паузу, давая воблеру заглубиться. Поток проглотил приманку и понес ее, я же потихоньку подтвичивал 2–3 рывочками. Когда воблер поднесло к точке «выстега» и он развернулся, он был атакован, но поклевка оказалась холостой. Сделав пару шагов вверх по реке, я повторил заброс. Выходя из дрейфа, Tricoroll снова был атакован. Бойкая форель сопротивлялась до последнего, но «Ареал» погасил ее рывки и не дал ей сойти.

Уже в сумерках мы выехали из ущелья и по дороге остановились в одном из кафе, чтобы отведать абхазких вкусностей. Заказали плотный ужин на четверых. Лобио, мамалыга с сыром, жареное подкопченное мясо, соусы и зелень по кошельку не ударили, цены на еду и напитки тут очень даже умеренные.
Краснодарцы в этот день бродили по Черной и неплохо отловились, а Бацаев на Бзыби «уговорил» двухкилограммовую кумжу. Рыба поддалась не сразу, долго испытывала его терпение, но Areal не подвел, и через десять с лишним минут сильная серебристая рыба оказалась в руках у Стаса.
Третий, завершающий день было решено посвятить поискам трофейной рыбы. Мы понимали, что удача улыбнется не каждому, и все же всей компанией во главе с абхазкими гидами отправились на реку Бзыбь в поисках кумжи. Мадюкин рекомендовал мне для охоты на крупную рыбу собрать более мощное удилище Norstream Areal ARNS-702L, который, как я ранее имел возможность убедиться, легко справляется с натиском крупного голавля и щуки.
Компаньоны группами по два человека сразу рассредоточились по участку реки длиной около двух километров. Русло то подходило вплотную к горам, то разветвлялось, образовывая острова; глубокие места чередовались с косами и перекатами. Василий ушел вверх по реке, а я примкнул к Баритонищу — Владимиру Кузнецову. Через некоторое время он поднял руку и показал два пальца (V), что-то прокричав. Поспешил к нему, из долетевших до меня обрывков слов уловив, что речь идет о двух рыбах. Оказалось, что у него было два схода крупной рыбы, и одну из рыб Владимир разглядел — это был «лосось» (черноморская кумжа).
Наш участок был очень похож на то место, где в первый день попалась форель. Река здесь имеет глубину около полутора метров, ниже переката поток успокаивается, растекаясь по широкому плесу. Я работал колеблющимися блеснами, но для никак не мог подобрать приманку для такой глубины. Роясь в коробке, наткнулся на River Old Satellite Hammered Super Vespa II весом 7,4 грамма. Произведя заброс поперек течения и выдержав трехсекундную паузу, чтобы приманка успела заглубиться, я начал выполнять спокойную равномерную проводку. Чувствовалось, как блесна играет, иногда чиркая по дну. К этому времени у Владимира сошла еще одна хорошая рыба.
Продолжая делать забросы поперек реки и задевая приманкой за каменистое дно, я на третьей проводке, когда блесна проходила самое глубокое место, почувствовал мощную поклевку. Удилище изогнулось, парируя рывки бойкой рыбы. Во избежание выхода форели на свечку я опустил кончик спиннинга к воде, остальное было делом техники.

Ребристая блесна River Old исправно соблазняла рыбу своими колебаниями, и с этого места я взял еще несколько рыбок. Не обошлось и без холостых поклевок. К полудню мы все собрались в одном месте; с уловом были только мы с Владимиром, и поэтому после перекуса решили всей компанией поискать рыбу неподалеку от нашего участка. Кто был в вейдерсах, забрался в труднодоступные места. На одном из перекатов абхазский рыболов Онери показал мне, как правильно располагаться при ловле в глубокой яме с сильной обраткой. Форель стояла на границе струи и обратки, и он ее поймал, хотя я до этого долго и безуспешно обрабатывал эту яму.

Через некоторое время я вышел туда, где были атаки рыбы в утренние часы, и, спустившись к воде, уселся на берегу. Честно говоря, бродить по каменистым берегам — дело утомительное. Порывшись в коробке, я достал Timon Tricoroll 47HW, быстротонущий воблер, пригодный для сильного течения. Глубина в этом месте подходила к самому берегу, и я решил обловить прибрежную зону, придерживая воблер в интересующих меня точках. Но не успел я запустить приманку в воду, как раздался крик Василия Мадюкина:
— Лосось, не забрасывайте, рыба пошла к Вам!
Кумжа вышла на свечку и ринулась вниз по течению, на снасти был подлесок из FC 4lb, и затянуть тормоз — значило упустить трофей, но и оставаться на месте, давая рыбе сматывать шнур, представлялось опасным. Василий стоял между деревьями, растущими у самой воды, и, спасая ситуацию, шагнул вперед, набрав воды в забродные сапоги, и ринулся догонять рыбу, продолжавшую нестись вниз. Лишь через двести метров уставший «лосось» вышел на косу.

Как потом выяснилось, кумжу заинтересовал DUO Ryuki 50S. Ликованию Василия не было предела. Когда эмоции отошли на второй план, мы вернулись к ловле и стали экспериментировать с проводками. Через несколько забросов Tricoroll был атакован при удерживании его на струе. Проводка была элементарна: удерживание с легким подтвичиванием, небольшая протяжка, и снова удерживание.

Кумжа при вываживании «наделала шороху», и рыба замолчала, но немного выше Василий поймал еще пару ручьевых форелей. Онери и Виктор Мирошник, бродившие по реке в вейдерсах, отловились неплохо, поймав более чем по десятку рыбок.
Вечером в кафе мы сидели неприлично долго, слушали баритон Владимира Кузнецова, пили чачу, закусывая ее ароматными абхазскими апельсинами, а утром в канун Рождества пересекли границу и устремились домой чтобы встретить Святой праздник в кругу семьи.