Зима на средней Волге
Нельзя сказать, что эта поездка на Среднюю Волгу была спонтанной. Еще осенью, когда мы успешно ловили крупных судаков и щук с лодки на бескрайних просторах Саратовского водохранилища, я решил, что обязательно должен вновь посетить эти места, но уже зимой, по «твердой воде». Мой друг Сергей Карпов рассказывал, как они таскают со льда крупных окуней и жирных судаков. Мне еще не приходилось ловить зимой на таких водоемах, и поэтому было особенно интересно.
Сначала я увидел фотографии, выложенные Сергеем в социальных сетях, а вскоре он и сам мне позвонил: «Видел?» А посмотреть было на что. Открывая зимний сезон, мои друзья ловили всего несколько часов, но и за это время успели поймать нескольких окуней за килограмм, а уж полосатых по 300–500 граммов было поймано, по словам Сергея, «неприличное количество». И это притом, что до основных мест они не дошли, так как лед был слишком тонким, местами чуть больше трех сантиметров.
Возник закономерный вопрос: на что клевало? Какие приманки брать с собой? В тот день у ребят отлично работали раттлины, все самые крупные окуни были пойманы именно на вибы, явным лидером среди которых был Jackall NT60 в расцветке Noike Gill.
После этого я занимался только подготовкой в поездке, докупал необходимые приманки и даже удочки, так как мои спортивные удильники мало подходили для большого водохранилища. И, конечно же, следил за прогнозом погоды. Каждый раз, когда я заходил на метеорологический сайт, я видел другой прогноз, и чего ждать, было совершенно непонятно. То ли будет легкий морозец, то ли жуткий мороз под тридцать, с сильными порывами ветра. Так или иначе, билеты были куплены и отступать нам было некуда.
В Сызрани перед нашим приездом целую неделю стояли морозы, лед нарастал с каждым днем, а это значило, что безопасных мест для рыбалки становилось все больше и больше. Кроме того, Сергей пообещал, что перемещаться по ледяному водохранилищу мы будем на транспорте с воздушной подушкой, которому ничего не стоит доставить нас в самые дальние точки.
Сызрань встретила нас теплой погодой. Это было хорошо, но на завтра прогноз дали удручающий: минус 25–27 градусов, сильные порывы ветра, правда — солнечно (ну, хоть что-то приятное!). А сегодня чуть ли не ноль. Раз такое дело, мы решили побыстрее заселиться и ехать на лед. Ловить нам предстояло в тех местах, где Сергей поймал своих красавцев, запечатленных на фотографиях. От города туда семьдесят километров надо ехать на машине, а потом три километра идти по льду пешком.
И вот мы на месте. Это протяженная песчаная коса на глубине два-три метра, с характерным микрорельефом. По словам Сергея, окунь стоит в приямках, и стоит только найти их, как результат не заставит себя долго ждать. К сожалению, ловить мы начали уже поздно, и времени у нас оставалось всего около трех часов. Пришлось полагаться в поиске на электронику и опыт наших друзей. С помощью GPS-навигатора Сергей уверенно вывел нас на точку, а благодаря эхолоту я быстро нашел неравномерности рельефа.
Как и говорил Сергей, основная глубина была не более трех метров, а мне удалось отыскать участок с перепадом сантиметров на пятьдесят-шестьдесят. Я начал его разбуривать, изучать и подбирать ключик к здешним обитателям глубин. Пока я менял приманки, у Сергея, начавшего с балансира, пошли первые поклевки в виде подбоев. Я посоветовал ему поэкспериментировать с размером приманки или сменить ее на принципиально другую, скажем, на вертикальную блесну. Возможно, размашистая игра балансира привлекает окуня, но долавливать его надо чем-то другим, как в спортивной ловле: балансиром ты собираешь рыбу, ставишь ее под лунку, а потом начинаешь ловить на обычные блесны. Возможно, и тут надо было сделать то же самое?
Сергей уменьшил размер балансира и открыл счет, вытащив неплохого окунька весом чуть больше трехсот граммов. Больше поклевок в этой лунке не было. Все говорило о том, что рыба очень пассивна и надо потрудиться, чтобы ее поймать. Возможно, мы просто поздно приехали и весь клев пропустили, а может быть, сказывалась предстоящая резкая смена погоды. Да... Это я уже заговорил, как рыболов, который ничего не поймал и ищет оправдания своей неудаче.
Продолжаю активный поиск: новая лунка, новая приманка, десять-пятнадцать взмахов, и дальше. Смысла задерживаться на одной лунке нет, если рыба есть, она обязательно среагирует на первых проводках. Сергей говорит, что у него только что было несколько хороших поклевок и один сход — окунь не пролез в лунку. Вот это да! Подхожу к нему. Через какое-то время он достает первого «кабанчика», весом явно за килограмм, соблазнившегося, если мне не изменяет память, блесной River Old Cherry.
Интересно, что Сергей подвешивает на крючки блесны пенопластовые шарики, а не пользуется кембриками, как я. По его словам, шарики эффективнее. Что ж, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Но факт остается фактом — таких окуней на льду я еще не видел.
У второго нашего друга, Дмитрия Тишакова, дела идут не так хорошо, как у Сергея, но лучше, чем у меня. За полтора часа ловли Дима сумел уговорить пару полосатых, и у него было несколько обидных сходов. Я же до сих пор не увидел ни поклевки, а ловить нам остается всего-то около часа, поскольку впереди еще марш-бросок на берег. Продолжаю перебирать приманки, и на одну из них происходят сразу две поклевки, в пятидесяти сантиметрах от дна. Сразу делаю еще одну лунку, отойдя на пару метров в сторону. Опускаю приманку, тут же поклевка, и первый окунек, граммов на триста, у меня в руках.
После нескольких пустых поклевок вытаскиваю еще одного окуня. Потом лунка затихает, и начинается новый поиск.
Перемещаюсь туда, где неделю назад, по словам Сергея, у него был обрыв крупной рыбы. Делаю сразу три лунки на расстоянии пяти метров друг от друга. Эхолот показывает наличие рыбы, пробую ловить на приманку, которая мне принесла двух окуней. Трачу на каждую лунку две-три минуты, меняю приманку. Теперь это Jackall TN Slim. Именно TN Slim я собирался как следует опробовать в этой поездке. Я всегда говорил, что раттлины — это универсальная приманка, которую можно с успехом применять как по открытой воде, так и зимой при ловле со льда, причем вариантов проводки существует множество. Забегая немного вперед, скажу, что применял две основные проводки, одна была больше ориентирована на окуня, другая — на судака, но это не догма, вы можете экспериментировать и придумывать свои проводки.
Окуня я ловлю так. Опускаю приманку на дно, несколько раз стучу по грунту, затем поднимаю на пару сантиметров и начинаю делать взмахи с амплитудой тридцать сантиметров. После каждого взмаха обязательна пауза, продолжительность которой может достигать пяти секунд. Взмахи должны быть не резкими, а плавными, причем важно чувствовать игру, вибрацию приманки. Во время падения приманка немного отклоняется от вертикали, слегка покачиваясь. Если рыба не активна или надо привлечь ее с большого расстояния, пробую так называемую ступеньку, с каждым последующим взмахом поднимая приманку вверх и обязательно фиксируя паузой.
С судаком все просто. Большие взмахи тут ни к чему. Чуть приподняв приманку над дном, достаточно слегка покачивать кончиком удильника, чтобы раттлин играл на месте, и периодически делать паузы. Если у дна поклевок нет, я поднимаю приманку вверх и все повторяю. У TN Slim есть она важная особенность — небольшое кольцо в задней части приманки, к которому можно прицепить какой-нибудь лепесток или опушку; иногда именно эта маленькая деталь и вызывает долгожданную поклевку.
Я применял TN Slim на глубине от двух до шести метров, при слабом течении. Можно ловить и на больших глубинах, если сверху на леску повесить скользящий груз. На проводке это никак не сказывается.
Ну, так вот, рыбу в эхолоте я вижу, продолжать поиски уже некогда, и я решаю остаться на этих трех лунках. Опускаю приманку в первую из них и чувствую, как кто-то тащит меня под лед. Вот это потяжка! Ясно, что села очень хорошая рыба, а диаметр моего бура всего сто миллиметров... Вспоминаю комментарий Сергея Карпова относительно такого бура: «У рыбы должен быть шанс!»
Короче говоря, поднял я рыбу ко льду, завел в лунку, а она, конечно, в нее не лезет. Пришлось повозиться, чтобы «продавить» трофейного окуня сквозь узкое отверстие. И вот он, подарок Саратовского водохранилища, пойманный на Jackall TN Slim, позирует перед фотокамерой.
Больше в этих лунках поклевок не было, и эхолот тоже перестал показывать рыбу. Возможно, мы распугали стаю. На этом первый день рыбалки закончился. Но впереди были еще два.
Мы до конца надеялись, что синоптики ошиблись, что не будет обещанных минус двадцати шести с порывистым ветром скоростью свыше 15 метров в секунду. Увы, на этот раз прогноз оказался точным, и нам предстояла не столько рыбалка, сколько борьба со стихией, проверка на прочность.
На пристани нас уже ждало комфортабельное судно на воздушной подушке.
Вмещает оно одиннадцать человек, а внутри тепло и сухо. В такую погоду мне еще не приходилось рыбачить, и, приехав на первую точку, мы не рискнули выходить из транспорта в пургу, было просто страшно. Решили скрыться в каком-нибудь заливе, где можно хоть как-то укрыться от ветра и снега. К сожалению, в таких местах рассчитывать на хорошие уловы не приходилось. Клевали окуньки с пол-ладошки, порой они вешались сразу по два на приманку, но не за этой же рыбой я сюда приехал.
Пришлось перебраться на волжские косы, где на глубине до четырех метров должен был стоять крупный окунь. Ловили мы по следующей схеме: десять минут ловим, полчаса сидим греемся в «подушке», попивая горячий чай. Несмотря на такие сложные условия, я все же поймал одного приличного полосатого на пятьсот с лишним граммов.
К сожалению, в этот день больше ничего достойного упоминания не попалось, и мы, изрядно замерзшие (даже техника не выдерживала такой погоды!) отправились домой.
День третий, заключительный, мало чем отличался от предыдущего, а если и отличался, то в худшую сторону: солнце спряталось, ветер поменял направление и стал еще противней, шел снег, засыпавший не только лунки, но и самих рыболовов. Мы объехали еще больше окуневых мест, пробовали ловить на больших глубинах судака, но все было напрасно. Тогда я предложил отправиться на косу, где вчера попался окунь. Времени оставалось чуть больше часа, и стоило рискнуть. Я пошел ва-банк, повесил раттлин Jackall TN Slim, который ранее принес мне отличного окуня, и решил его не менять. В такой мороз смена приманки — целая история.
Делаю пару лунок прямо возле «подушки», чтобы хоть как-то можно было укрыться от ветра. Глубина тут чуть больше трех метров, значит, мы стоим не совсем там, ведь вчера я поймал на двух метрах. Ну, да ладно, нас много, мы расходимся и ловим на разных глубинах. Подходит Дима, сидевший недалеко от меня, и говорит, что у него только что был обрыв. По его словам, это был не окунь, он даже не смог завести рыбу в лунку. И, главное, поклевка была очень осторожной, как череда небольших касаний. Дима подсек, началась борьба, но, к сожалению, он не справился с рыбой, и она ушла с его приманкой.
Слушая этот рассказ, я почти не играл своей приманкой, находившейся в придонном слое, а лишь изредка шевелил ее. Это больше походило на проводку для судака, описанную выше. Затем я плавно поднял приманку, дал ей опуститься, и сразу произошла поклевка. Я успел только нажать на рычажок катушки, чтобы сдать леску. Было ясно, что рыба очень крупная, а леска-то у меня стояла всего 0,25 мм; хорошо еще, мягкий хлыстик погасил первые рывки. Я тут же позвал ребят. Пока они услышали меня и сбежались, прошло некоторое время, я уже встал на колени, взялся за леску и начал пробовать завести рыбу в лунку. Хорошо, что лунку я крутил не своим буром, а буром Ивана, у которого диаметр 130 мм! С моей соткой шансов не было бы никаких.
Все стояли рядом, приготовив багор и пешню, но рыба просто встала — и ни с места. Я уж подумал, что она залегла под траву, никаких признаков жизни она не подавала. А руки мерзли, я уже не чувствовал пальцев... Но сдаваться не хотелось. Я еще посильнее потянул... Леска не выдержала и порвалась. На душе сразу стало пусто. Что ж, главное, я ее подержал, почувствовал ее мощь и силу, это была действительно трофейная рыба, та, за которой я сюда и приехал.
Ну, минут тридцать у нас еще оставалось, можно было привязать новую приманку и половить еще. А вдруг?! Все может быть! Вешаю все тот же TN Slim, опускаю в лунку, а он не идет, возможно, шуга уже замерзла. Пробую расчистить, сделать маленькое отверстие для приманки кончиком удочки, но и он не идет, такое ощущение, что он во что-то упирается. Расчищаю всю шугу рукой и просто не верю своим глазам: там судак, он застрял в лунке. Не может быть! Зову опять ребят, мне тут же выдают нужные инструменты, я подбагриваю трофей и поднимаю его на лед. Таких клыкастых я и спиннингом по открытой воде не ловил, а тут зимой и со льда. Фантастика!
На морозе судак моментально покрывается глазурью и становится похож на ископаемое; один из минусов зимней рыбалки заключается в том, что не всегда получается отпускать пойманную рыбу. Приманка засела глубоко в пасти, мне и в этом повезло — иначе я бы своим удильником не пробил бы челюсть. Весы показали 4,26 килограмма. Это была награда за все наши труды и мучения. Волга сделала мне отличный подарок.
Хочу сказать спасибо ребятам из славного города Сызрань за прием и организацию такой прекрасной, хотя и непростой, рыбалки. Я надолго запомню этот жуткий ветер и крепкий мороз!
Ребята, все было замечательно!