Литературная рыбалка. Выпуск 7

Рыболовная классика


Иногда меня спрашивают, какие книги надо прочитать о рыбалке, чтобы чему-то научиться. Не в том смысле, чтобы научиться рыбу ловить (здесь, как известно, все сами с усами), а научиться оформлять свои мысли в заметки, очерки и статьи.
Для начала скажу, что пишущему человеку (в какой бы конкретной области литературы он не практиковался) принципиально важно много читать вообще. В целом работа литератора складывается из двух составляющих: читать и писать. И если делать это несколько лет подряд – не может в итоге хоть что-то не получиться. Бывают, наверное, клинические случаи полной бесталанности, но к системе они отношения явно не имеют.
Итак, читать. Хорошо, конечно, если читаются, в основном, качественные книги – то, что мы называем классикой. Однако надо понимать, что неподготовленного читателя чтение классики утомляет, и может совсем отвратить от чтения. Так что если Джойс и Фаулз «как-то не очень», то и не мучайте себя, читайте триллеры Набокова и детективы Конан Дойла.
Главное – читать. У Хемингуэя однажды спросили, зачем он читает какую-то там низкопробную литературу. Хэм ответил: чтобы не писать то же самое. А в каждой шутке, как вы наверняка знаете… Правда, есть такая откровенная мура, что читать ну совершенно невозможно. Но Хемингуэй – не мура, его в качестве образца рыболовной классики и порекомендую в первую очередь. «Старик и море» - это гимн рыбалке и рыболову, эта повесть, безусловно, входит в обязательную программу нашего семинара.
Еще куски о рыбалке (и довольно большие) есть в романе «Острова в океане». Там тоже марлины, парусники, морская рыбалка, борьба… Но сам роман невероятно растянут и скучен, так что лучше перечитать «Старик и море» и «Праздник, который всегда с тобой» (в последней книге ничего о рыбалке нет, но зато есть о писательской кухне – тоже должно быть занятно для молодого литератора).
Исаак Уолтон. Написал одну из первых книжек о рыбной ловле «Искусный рыболов». Минуло несколько веков, а некоторые моменты не потеряли своей актуальности до сих пор. Это к тому, что если вдруг кто-то считает, что до него никто не знал, как рыбу ловить – то вот прочитайте и убедитесь, что и до вас, оказывается, в целом весьма неплохо знали.
Жюль Верн «Прекрасный желтый Дунай». Про рыбалку немало, но читать не надо. Бредятина полная, как и все книги великого француза. В 13 лет читаешь «15-летнего капитана» взахлеб, бредишь этими путешествиями и приключениями. В 25 и 35 не читаешь, читаешь «вумную» литературу. В 45 пытаешься перечитать Верна - и понимаешь, что старик просто спятил: так люди себя не ведут, не разговаривают и рыбу так не ловят. Все из головы, все фикшн, все фантазия. Причем часто - довольно дикая.
И тогда понимаешь, что есть книги, которые подходят для любого возраста. «Война и мир» Толстого – ярчайший пример. В старших классах батальные сцены хорошо читаются, и в молодости что-то для себя находишь, а уж в зрелом возрасте – так это просто какой-то кайф от бесконечной мудрости и тонкого юмора. Впрочем, про охоту в великом романе есть, а про рыбалку нет, так что особо не ищите.
Конкретно про рыбалку – у Ричарда Бротигана. Его главный в жизни роман так и называется - «Рыбалка в Америке». Научиться писать так, как Бротиган, нельзя. Но можно понять: о рыбалке не следует писать так нудно и скучно, как пишет подавляющее количество наших авторов. Экспериментируйте, ищите свой жанр и свой неповторимый стиль. О стиле, кстати, как-нибудь поговорим отдельно.
Хотите писать хорошие очерки про рыбу ловить – читайте Паустовского. Книга называется «Мещёрская сторона». Просто, ясно, никаких излишеств – все по делу. Анатолий Онегов – тоже в кассу. Один из московских редакторов говорил мне, что Онегов писал, мягко говоря, не очень грамотно. Ну, на то и редактор нужен, наверное. В итоге получилось хорошо. Книга называется «Планета – тайга». Поближе к большой литературе, но подальше от народа (в том смысле, что посложнее для усваивания) Виктор Астафьев («Царь-рыба») и Михаил Тарковский («Енисей, отпусти!» и другие).
Николай Старшинов и Николай Красильников – тоже примеры хорошей литературы о рыбалке. Стихи и очерки двух этих классиков очень точны, образны, доступны и просты. Вообще надо учиться писать просто, без затей. В противном случае мы рискуем оказаться непонятыми читателем. И, скорее, от отсутсвия у писателя соответствующей писательской подготовки, чем от отсутствия у читателя – читательской, хотя и последнее встречается в наше время сплошь и рядом.