Что нам делать в «Бухабре»? Он ведь уже скоро…

Власть в нашей стране всегда была страшно далека от народа. Люди, обремененные полномочиями, превыше всего ставили и ставят на первое место свои личные интересы, а потом уже – учитывали интересы страны и ее жителей. Вот и в очередной раз, по повелению законотворцев, на Россию должен обрушиться «месяц Бухабрь» - с прогнозируемым спадом в экономике, ростом проблем со здоровьем и депрессией у значительной части населения нашей страны.

Зачем они это делают?
У нас почему-то принято думать, что лентяи и разгильдяи это какие-нибудь латиносы и вообще – жители южных стран. Со всякими там сиестами, житием на пособие и пр. Поверьте мне – я много где бывал – это не так. Не вдаваясь в детали, замечу, что я не знаю ни одной другой такой страны, где бы количество отпускных, праздничных и каникулярных (т.е. нерабочих, помимо сбт и вск) дней было бы столь велико, как в России. Все бы еще было ничего, кабы речь шла о майских праздниках, когда половина наших сограждан проводит эти дни с пользой на дачных угодьях. А вот зачем надо устраивать период тотального безделья примерно с 30 декабря по 10 января, это загадка. Злые языки (которым сложно не поверить), утверждают, что наши законодатели, принимая год за годом решение о «Новогодне-Рождественских Каникулах», в первую очередь заботятся о себе любимых. Ну, чтобы можно было, не отвлекаясь на дела государственные, всласть покататься на лыжах в Куршавеле и попить винца на Лазурном берегу. Подавляющему же большинству наших сограждан подобные удовольствия могут только присниться. Для них означенный период проходит под названием «месяц Бухабрь». Это словечко кто-то «вбросил» лет около десятка назад, и оно быстро прижилось. Ибо очень точно отражает суть происходящего.
Склонность русского народа к питию (а чем еще заняться в череду выходных дней в середине зимы?) определенно преувеличена. Бывают, конечно, отдельные индивиды, которым это в кайф, но таких – абсолютное меньшинство. Основная же масса прекрасно понимает, что затяжное питие – это зло. Надо чем-то заняться более полезным. Вопрос – чем?

С грустью – о «пингвинизме»
Помню, когда я еще учился в школе, а потом – в университете, я ловил зимой со льда. Ну, просто не знал тогда, что можно как-то иначе. Каникулы как раз приходились на середину зимы. А что такое январь в ледовой рыбалке? Глухозимье. Очень трудовая рыбалка с весьма невысокими шансами поймать что-то достойное. Я тогда был рад судачку на полкило, пойманному на блесну на Оке.
И ведь не скажешь, что сейчас с сезонностью ледовой рыбалки что-то существенно поменялось. Период «Бухабря» это клев «на троечку». Поэтому не удивляет, что многие из нас, кто прежде ловил со льда, кто раньше, кто позже, переквалифицировались в спиннингистов-зимников. Собственно, именно об этом виде рыбалки и пойдет наш сегодняшний разговор. Ну, хотя бы уже потому, что последний раз я ловил со льда более 20 лет назад. А календарной зимой ловлю спиннингом каждый сезон не менее 50-60 дней.

Путь номер один, затратный
Вариант, которым я сам никогда не пользовался, но которым в принципе кто-то может воспользоваться, это последовать примеру «народных избранников» и отправиться – может, и не на Лазурный берег, но куда-то туда, где тепло и где клюет. Я сам вот минимум раз в год летаю зимой на рыбалку за границу, но, заметьте, ни когда в период примерно с 23 декабря по 12 января. Почему? Все банально. Ценник в эти дни, как принято говорить, «конский». Причем на все. Это и авиабилеты, и проживание в отелях и, если понадобится аренда авто, то и на нее тоже. В среднем раз так в полтора выше, чем до и после.
Но есть один нюанс. За границей цены возвращаются к норме числа 2-3 января. У нас же они держатся высокими еще с неделю. Наши авиакомпании, пользуясь ажиотажным спросом со стороны «русо туристо», откровенно «хамят» высокими ценами на авиабилеты. Им вторят и отечественные туроператоры. Но сейчас многие научились обходить такого рода препятствия, бронируя самостоятельно гостиницы и билеты. Экономия выходит существенная.

Прежде было проще
Давайте все же не будем углубляться в тему январского спиннинга в теплых морях – именно потому, что она актуальна от силы для одного процента личного состава нашей рыболовной братии. Сосредоточимся строго на зимнем спиннинге в условиях нашей обычной русской зимы.
Здесь стоит оговориться, что когда зимний спиннинг только-только набирал свою популярность – в конце 90-х – сама постановка вопроса для жителей Москвы и Подмосковья казалась странной. Все тогда было просто: вот она – Москва-река, выходи на нее – и лови в свое удовольствие. Располагая минимальными навыками джиговой ловли, ты имел очень высокие шансы поймать рыбу…
Но это было тогда. За прошедшие годы на развитие зимнего спиннинга оказали влияние три основных фактора. Один из них имел положительный эффект, два других – увы, отрицательный.
Что пошло в плюс, это расширение географии. Если в 90-е, грубо говоря, 99% сообщений об успешной зимнее-спиннинговой рыбалке поступало с берегов Москвы-реки, то потом выяснилось, что можно очень даже успешно ловить и в небольших речках столичной области, но главное – зимний спиннинг оказался актуальным и для многих других регионов, ближних ли или дальних – не суть.
А вот первый (и главный) минус – это увеличение почти на порядок числа спиннингистов-зимников. Когда все это только-только начиналось, году так в 97-м, активистов движения было всего-то – три-четыре десятка. Мы, можно сказать, знали почти все друг друга по именам. И не было исключением, когда за целый день рыбалки на Москве-реке, на одном из считавшихся популярными участке, мы вообще не встречали никого из конкурентов. Теперь увидеть человек десять-пятнадцать на берегу реки со спиннингами это такая дневная норма. И ведь это только у непосвященного может сложиться впечатление, что места всем хватит. Берега-то на многие километры тянутся, так ведь? Так. Но количество рабочих точек – весьма ограничено, и про них все знают. Отсюда – толкотня…
Минус номер два – он изначально чисто техногенный. За прошедший период многие наши предприятия и электростанции были переоборудованы с целью повышения КПД систем водопользования и охлаждения. Если прежде в реки из коллекторов сливалась, скажем так, горячая вода, то теперь – теплая.
Что мы имеем в результате? А то, чего в былые годы не было и близко. Установится мороз в -10 днем и в -15 ночью – и Москва-река уже где-то в Бронницах перемерзает, «пингвины» вовсю ловят. Прежде она в такие морозы оставалась открытой до самой до Коломны. А теперь в сильный минус – и в городе во многих местах образуются такие закраины, что не половишь. Что, понятно, ведет к еще большему уплотнению спиннингистов на оставшихся участках.

Перспектива понятна. Что делать?
Теперь примем во внимание, что на все на это еще и накладывается «Бухабрь». Это, напомню, череда выходных протяженностью почти в две недели. Рыбе отдохновения нет. Ее бомбят джигами днем, насилуют воблерами ночью. Много дней подряд. Понятно, что шансы поймать хоть что-то у среднего спиннингиста уже и в начале «Бухабря» ниже средних, а чем дальше, тем перспективы все хуже и хуже. Прям хоть и в самом деле в запой уходи!
Однако, поверьте мне – как человеку, пережившему много «Бухабрей», не все настолько уж печально. Варианты борьбы с январской депрессией и бесклевьем есть. Но они требуют в некотором роде нестандартных действий. Вариантов несколько. Давайте поговорим об этом чуть подробнее.

«Асимметрия» по приманкам
Этот подход касается в большей мере не Москвы-реки и подобных ей акваторий, а небольших рек, где, в первом приближении, можно использовать приманки разных типов. Здесь стоит понаблюдать, на что ловят в основном другие спиннингисты. Практика показывает, что они часто зацикливаются на чем-то одном. Так, в последние лет пять маятник предпочтений очень сильно качнулся в сторону рывковых воблеров. Если до того главным лейтмотивом для многих ловящих на малых речках было: «Воблеры – они дорогие, отрываются то и дело, их жалко…», - то потом вдруг настало понимание, что можно ловить и на «китайцев», которых не так жалко, да и отрываются воблеры – не сказать, что так уж часто… Ну, и вот дергают воблеры все кому не лень. Но я уже много раз отмечал: если компактная акватория сильно прессуется приманками одного типа, то спустя какое-то время рыба ими «наедается». Нет, они не перестают совсем работать, но среднее количество поклевок падает в разы. Но вот если предложить хищнику что-то другое, не столь заезженное, то шансы становятся заметно более высокими. В данном контексте речь идет в первую очередь о джиге. А поскольку мы сейчас говорим о небольших, неглубоких речках, то вес головы – примерно 2-3 г. Для многих из нас такие веса ассоциируются с понятием «микро-джиг», но мы-то имеем в виду отнюдь не микро, а нормальный щучий размер «резины» - 4-5”. Такой монтаж может оказаться гораздо более действенной альтернативой воблерам. Причем, что важно, вроде бы на малых речках все рядом, близко, но есть точки, которые легко пролавливаются джигом и никак – воблерами, или наоборот. Так что «асимметричный» по отношению к основной массе спиннингистов выбор типа приманки срабатывает еще и по этой причине.
Наконец, замечу, не вдаваясь в лишние детали, что альтернативный выбор не сводится к противостоянию минноу и джига. Имейте это ввиду.

На время уйти в ультралайт
Я вот не сильно люблю ультралайт. Точнее, был в моей рыболовной биографии период, когда спиннинг сверхлегкого класса стал для меня одним из приоритетов, лет 10-15 назад. Но то был скорее познавательный интерес – я открывал что-то новое. В том числе и зимой. Например, ловлю спиннингом уклейки я для себя отработал в январе. Написал статью в журнал, главу в книгу… Но потом мне это все как-то приелось. Однако в контексте нашей сегодняшней темы про УЛ-спиннинг очень даже полезно будет вспомнить. Тем более что интерес к нему, именно в зимний период, в последние несколько сезонов определенно вырос. Это выражается в том, что часто на одной и той же акватории пересекаются рыболовы с «нормальными» снастями (ловящие, скажем, на джиг в 20 г) и с ультралайтом, и они как бы живут в параллельных мирах, совершенно не создавая проблем друг другу.
Более того, сейчас в рамках сверхлегкого спиннинга стало очень популярным радикальное направление, получившее название «мормышинг». Это когда берется спиннинг с тестом граммов до трех, джиг-головка весом около грамма или даже менее (потому, собственно и «мормышинг») и микро-приманка – например, искусственный мотыль от Berkley или даже его половика.
Чем может быть привлекательна ловля такой снастью? А тем, что если «взрослый» спиннинг, в нынешних его реалиях, принесет вам две-три поклевки за день, то с ультралайтом их будет минимум на порядок больше. И свои десяток-полтора окуней вы поймаете. Правда размер их будет соответствующий, и если вдруг «влетит» особь на 200-250 г, то это уже надо расценивать как бонус. Но ведь ловят же где-то рядом на замерзшей акватории наши братья-«пингвины» таких же – и ничего, им тоже приятнее и веселее ловить мелкую рыбу, чем пытаться ловить более крупную, но не поймать никакой…
Короче говоря, этот вариант у вас тоже есть. А уж прибегните вы к нему или нет – тут уж сами принимайте решение.

Точки «второго сорта»
Как мы с вами уже отмечали, наиболее перспективные – по рельефу ли, структуре течения, коряжнику… - они всем, кто регулярно ловит на акватории, прекрасно известны. Как следствие, именно эти точки «затоптаны» запредельно. Я даже как-то эксперимент провел. Сдал на видео одну из своих точек: https://www.youtube.com/watch?v=7bUHyuWUNnk . В последующие две зимы у меня на точке под названием «Скамейка» не было ни единой поклевки. На ней после выхода ролика ловили постоянно. Я бы сказал, «вахтовым методом»: одни уходили, другие тут же занимали освободившееся место. Как итог – точку убили напрочь…
В других случаях оно, может, не все так страшно. Но все равно я принципиально стараюсь не увеличивать своим присутствием толпу, даже если место, где все происходит, реально очень «вкусное». В лучшем случае рыба, которая выходит на точку, будет поделена на всех, в худшем (и так случается часто) – парой поклевочек на всю бригаду дело и ограничится.
В такой ситуации возрастает значимость точек второго плана, которые, может, и «точками» называть не всегда корректно. Вроде и рельефа на них нет, и дно по твердости довольно невнятное. Средний спиннингист, проходя такой невнятный участок, может сделать несколько проверочных забросов, чтобы убедиться, что «нет ничего интересного», и пойдет дальше – в толпу, где бровка, яма или обратка… А я вот не раз открывал точки, заставляя себя относительно плотно пролавливать «бесперспективный» участок. Сначала вдруг в непонятном месте случается поклевка, а то и две. Потом, в следующий раз, уделяешь этому месту отдельное внимание и ловишь на нем рыбу или несколько. Если вдруг кто-то проходящий мимо, опять же, остановится любопытства ради рядом (а что тут делает Кузьмин?) и бросит несколько раз, не увидев, разумеется, пойманной рыбы, он просто пойдет дальше, забыв вскоре об этой остановке.
На малых реках я часто сначала стараюсь оценивать место с позиции «стандартного» спиннингиста, который непременно сделает несколько забросов туда, куда оно – ну, просто напрашивается. Может, я и сам раз раз-другой так заброшу. Но это – больше «для очистки совести», особенно – при виде свежих следов на берегу. И непременно несколько раз заброшу так, как неудобно и «неправильно». Например, джиг – против течения. На каких забросах бывает больше поклевок, легко догадаться.