Литературная рыбалка. Выпуск 6
О балансе интересов
Четвертый выпуск нашего семинара вызвал оживленную полемику. Кто-то сетовал, что хороших статей в целом стало меньше, кто-то упрекал авторов в неумеренном использовании «джинсЫ» - упоминаний брендов и моделей, кто-то констатировал общий упадок рыболовной периодики...
Все это действительно так. Рыбжурналистика – лишь отдельная (и весьма зависимая) «отрасль» рыбалки в целом, и если покупательная способность населения за последние два года резко упала, магазины и оптовые фирмы стали значительно меньше продавать, то и «свободных» денег для финансирования (прямого или через рекламу) качественных рыболовных СМИ стало гораздо меньше – тут нечему удивляться.
И крен в сторону «джинсЫ» объясняется тем же общим процессом. Рекламодатель говорит: либо проплаченные мной макеты подкрепляются упоминаниями моих товаров в статьях, либо я вообще ничего не размещаю и не проплачиваю. Издание, само собой, идет навстречу партнерам – никто не хотел умирать. И здесь есть два варианта. Либо размещается статья с пометкой «на правах рекламы», в заголовок выносится бренд (или название серии или модели бренда), читатель оказывается таким образом предупрежден, и в этой заказной статье хоть через слово может быть упоминание снастей из ассортимента заказчика. Но такие лобовые ходы (неумеренная «брендятина») не устраивают и умного заказчика, поэтому он чаще всего ратует за соблюдение баланса – чтобы и читать было интересно, и продукция несколько раз упоминалась.
Еще сложнее с «джинсОй» точечной, существующей вне рамок заказной статьи. Т.е. пишется обычная статья на актуальную тему, а там несколько раз уместные упоминания снастей или приманок партнера. И здесь все зависит от чувства меры автора. Молодые авторы по неопытности стараются уместить как можно больше названий в свой текст – в результате текст становится просто нечитабельным, читатель этого автора «заносит в черный список» и не читает, а заказчик довольно быстро убеждается в том, что все-таки умеренная «джинсА» - выгоднее.
Опытные авторы этим почти не грешат. И стараются настолько разнообразить свой арсенал, чтобы их нельзя было упрекнуть в предвзятости. Т.е. хорошо, если автор ловит не только и исключительно спиннингами бренда Х, но и спиннингами брендов Y, Q и R. Иногда автор плотно «сидит» на каком-то бренде, связан с ним не только имущественными (дали снасти), но и финансовыми (платят зарплату) взаимоотношениями, однако даже в этих «стесненных» условиях умудряется тактично подавать материал, соблюдая тот самый пресловутый баланс. Валера Сикиржицкий, например, ловит только «Сальмой» и «Лакиджоном» - т.е. снастями одной большой фирмы-продавца, но на протяжении десятка лет сотрудничества у меня ни разу не было претензий к неумеренной «брендятине» в статьях этого автора.
Опыт (не только рыболовный, но и жизненный), чувство меры, умение соблюдать баланс интересов автора, заказчика, издания и читателя, литературные способности и наличие интересной фактуры, наработанной собственным пОтом, - вот предпосылки создания интересной статьи. Не революционной, нет, время революций в современной рыбалке уже давно прошло. Но плотной, занимательной, хорошо структурированной и грамотно оформленной статьи. Статьи, способной заинтересовать даже искушенного читателя.