Литературная рыбалка. Выпуск 4

О творческой потенции


Паустовский утверждал, что Грин может написать рассказ о старом рыболовном крючке, а Пришвин – поэму о падающем с дерева листе. Т.е. чего-то особенного с автором не происходит, но он настолько внимателен к мелочам и настолько владеет словом, настолько объемен, что может масштабно написать о любой мелочи. И не просто написать, а написать интересно.


Паустовскому, кстати, для того чтобы творить, надо было отправляться в какое-нибудь путешествие, подпитываться новыми впечатлениями, в результате получения которых и рождались новые повести и очерки. Пришвин искал подпитки у природы: ранней весной ссорился с домочадцами и «уходил в лес», связи с которым никогда не терял. Т.е. для стимулирования своей творческой потенции этим двум писателям была необходима «натура» (как для рыбжурналистов «фактура») - что не умаляет заслуг, конечно. Но вот Грину «натура» была, похоже, почти не нужна – он сам, «из головы» придумывал сюжеты своих фантастических рассказов и повестей.
В конечном счете нам не очень важно, кто чем подпитывался, где черпал материал и чем вдохновлялся. Сегодня мы говорим о творческой потенции. И на поверку оказывается, что один автор написал 1-2 книжки, а другой - полное собрание сочинений в 30 томах. Наверное, параллельно надо бы говорить и о качестве опубликованного, поэтому приведу один пример.
Лет десять назад я «за один присест» прочитал книгу очерков современного питерского писателя. Внятный четкий стиль изложения, отличное знание темы – я не только прочитал, я поселил книжку на даче и в начале каждого сезона перечитывал! Заинтригованный, я достал еще несколько книжек того же писателя… и был жестоко разочарован – все остальное было настолько хуже, что складывалось впечатление: разные люди работали. Творческая потенция питерского писателя ограничивалась одной хорошей книжкой, он этого не заметил и продолжал «лудить».
В общем, «писать много» и «писать много и хорошо» - это совершенно разные вещи. Мы, конечно, стремимся ко второму. В рыбжурналистике есть отличный пример – Константин Кузьмин. Пожалуй, единственный журналист, способный выдавать по несколько крепких полноценных методик в месяц. И так на протяжении лет двадцати! Разумеется, сей автор обладает массой наработанной фактуры, поскольку постоянно практикует в самых разных стилях современного спиннинга и на самых разных (включая зарубежные) водоемах. Но я знаю немало профессиональных рыболовов, которые на воде бывают почти так же часто, однако или не могут писать статей совсем или написали крайне мало. И это никакой не недостаток, у всех свои способности и свои жизненные задачи… Я вот машину водить не люблю и плохо умею, хотя почти 30 лет назад закончил УПК по классу вождения – ну и что теперь, топиться? Нет, наверное, все-таки жить: с осознанием собственных сильных и слабых сторон.
Если вдруг я вас невольно напугал, то в конце сегодняшней мини-лекции призову: пишите! Узнать о размере собственной творческой потенции можно только через практику. Но одновременно критично относитесь к результатам собственного творчества.
В следующий раз говорим о «внутреннем редакторе».