Литературная рыбалка. Выпуск 3

Литературная рыбалка. Выпуск 3
О заимствованиях


«Новым Пушкиным будет только такой поэт, который беззастенчиво и нагло обворует всех своих современников и предтечей», - так нелицеприятно высказался о гении Федор Сологуб. Сам, между прочим, нерядовой талант (почитайте на досуге «Мелкого беса»), но до гения далековато. Завидовал, может… Но по сути был прав: гений – как губка - впитывал в себя все, к чему прикасался. И за что судить?


Для подготовленного читателя разного рода заимствования (цитаты, реминисценции, аллюзии) – это своего рода второй слой романа, повести, рассказа, что определенно добавляет удовольствия от чтения. Ну вот, например, читаю Мураками «Хроники Заводной Птицы» - большой роман, начинающийся с пропажи кота главного героя, а центральное событие происходит в гостиничном номере 208. И я понимаю, что где-то я этот самый номер вместе с котом уже видел... Беру «Рыбалку в Америке» Бротигана – а там про кота, кличка которого… уже догадались? Да, кота у Бротигана звали "208". И про гостиницу там тоже есть… Совпадение? Ага, сейчас… Таких совпадений и в жизни не очень-то много, а в большой литературе просто не бывает. Это такая аллюзия. Тонкий намек на предшественника, легкий реверанс.
Подготовленному читателю на этой кухне интересно, писателю – тем более. Берешь бессмертную повесть «Трое в лодке, не считая собаки» - и лепишь на основе выборочных цитат свою немудрящую повестуху - так рождается «Двое в лодках, не считая Джерома К. Джерома».
Так, забрался в дебри. Чую, с каждым новым выпуском мини-проекта читателей у меня будет все меньше и меньше. Но в данном случае (как и во многих других, касающихся творчества) массовость не нужна. А вот десятку-другому коллег мои советы очень могут пригодиться. Ну, и вполне достаточно.
Переходим ближе к рыбжурналистике. В нашей сфере почему-то (на самом деле я знаю почему) не принято ссылаться на предшественников. Как будто автор «революционной» статьи рыболовных журналов никогда не читал, в интернете не сидел, ютуб не смотрел. Поэтому как бы с нуля появляются целые сонмища статей на темы «Не стоит забывать о старой-доброй колебалке», «О цвете спиннинговой приманки» и подобные. И дело не в названиях и не в темах. Если бы автор не преподносил свой труд как открытие века, а проанализировал опыт предшественников, сослался на их работы, порассуждал – цены бы его статье не было. Но это, к большому сожалению, не в тренде. Сами с усами. И бородами. Но сами, как показывает практика, мы можем очень немного.
В следующий раз говорим о творческой потенции.