Литературная рыбалка. Выпуск 1
Литературная рыбалка. Выпуск 1
О жанровом разнообразии
Сегодня открываю в блоге отдельную «долгоиграющую» тему, которую буду время от времени развивать. Прежде всего она рассчитана на тех, кто кроме рыбалки любит литературу (вообще и о рыбалке в частности) – и сам собирается попробовать свои силы на поприще рыболовной журналистики или, паче чаяния, написать нечто с претензией на художественность. Первая часть разговора – о возможных жанрах в рыболовной литературе.
Роман – это не про нас. Те, кто дойдет до написания романа, вполне обойдутся без моих советов. А в качестве примера – роман Алексея Штерна и Евгения Константинова «Факультет рыболовной магии» - простое легкое чтиво, как раз для пары-тройки долгих зимних вечеров. Ну, "Рыбаки" Григоровича еще можно почитать - удивиться убогости жизни героев и понять, что наше «плохо» - об этом тогда просто даже не мечтали. Все мечты – новую избу вместо развалившейся поставить…
Повесть. Хемингуэй «Старик и море». Гимн рыбной ловле и стойкости человека. Просто перечитайте – и поймете тщетность собственных писательских потуг. Шутка. Великая повесть как раз и учит: если сильно захотеть – можно в космос полететь. Но в целом тоже очень сложный жанр, к которому лучше идти через рассказы и очерки.
Рассказ и очерк. Первый – динамика, выдумка, фантазия, неожиданный поворот, а по большому счету – фикшн, небывальщина. Десять лет назад я выпустил сборник своих рассказиков, а знакомые почему-то подумали, что это очерки, эпизоды моей собственной жизни – и заколебали меня вопросами: когда это было, да в каком месте ловится такая рыба, и где такое-растакое озеро… т.е. отказывали мне в способности что-то придумать - даже немного обидно было, но больше было смешно. Идеальным очерком можно признать «Золотой линь» Константина Паустовского – писателя, который вообще в своей жизни ничего не придумал, не писал «из головы», но который много ездил по свету, много подмечал, чувствовал – и вот такие очерки и повести «про себя» писал – и у которого, безусловно, можно и нужно учиться. Рассказ – допустим, «Злоумышленник» Антона Павловича Чехова. К Чехову по всяким-разным поводам, я думаю, мы еще не раз вернемся. А пока…
Методическая статья. Автор несколько лет кропотливо собирает материал по какой-то теме, а потом обобщает собственный опыт – и делится с заинтересованными лицами. Основной жанр рыболовных журналов. Самое главное в методической статье – наличие интересной ФАКТУРЫ: наблюдений, предположений, выводов, статистики… Плюс качественный фоторяд. Большинство умелых опытных рыболовов – ни разу не литераторы. Но если автор предоставил массу интересной и хоть как-то структурированной фактуры, грамотный редактор сможет сделать из нее приличную статью.
Репортаж. В современной классификации – интернет-отчет. Сочинение на тему «Где я был и что я делал». Почему отчеты одного автора принимаются «на ура», а отчеты другого постоянно игнорируются? «Секретов» несколько. Главный – весомость информационного повода. Кто-то про щук «за десятку» пишет, а кто-то про пескариков, первая тема, само собой, выигрышней, но ведь такую щуку еще сначала поймать надо… От стиля тоже много зависит: один автор получше пишет, поживей, с уместной шуткой юмора – и даже если с трофеями у него напряг, читать в любом случае приятно. Краткость изложения – еще один «секрет», но об этом качестве мы поговорим как-нибудь отдельно. Опять же, фото. Хороший фоторяд очков хорошему репортажу добавляет, плохой - впечатление портит.
Заметка. По-нынешнему - интернет-сообщение. На первый взгляд кажется, что нет ничего проще. На самом деле в несколько строк уместить максимум полезной информации – это настоящее искусство, и немногие им владеют. Я десять лет тренировался, раз в неделю посылая заметки о клеве в Нижегородской области в «Российскую охотничью газету» - невероятно полезная школа. Перестал, когда у нас появился EF, а вот теперь подумываю, не вернуться ли к еженедельным «тренировкам» - дисциплинирует…
На сегодня, пожалуй, все. В следующий раз поговорим о каком-нибудь другом аспекте литературной рыбалки.