Ловля щуки в сложных условиях
Ловля в сильно закоряженных водоемах всегда вызывала у меня большой интерес. Чаще всего в таких местах ловят на джиг. Чем хороши коряжники, так это тем, что в них значительно чаще можно рассчитывать на поклевку трофейной рыбы. Но рыбалка там непростая, для нее нужен определенный опыт, правильные снасти и умение ими пользоваться в необычных условиях.
Вот на один из таких водоемов я и отправился со своими друзьями. Свежи еще в памяти впечатления пятилетней давности, когда мы впервые попали на этот пруд и очень хорошо «оторвались», только не на рыбе, а по приманкам, которых был потерян не один десяток. Но за годы, прошедшие с тех пор, пришел опыт и понимание того, как правильно ловить в коряжнике.
Утро выдалось морозное. Синоптики обещали погоду солнечную, но с колючим ветром до семи метров в секунду. Горячий кофе в такой ситуации весьма кстати! Мы быстро позавтракали и приступили к делу. В этот раз я взял с собой два комплекта снастей.
1) Удилище Norstream Provokator New 792 я оснастил катушкой Shimano Rarenium 2500F с плетеным шнуром #0.8. Потом выяснилось, что такая нитка для коряг тонковата. Собираясь вечером, я просто забыл положить в рюкзак запасную шпулю с более толстым шнуром.
2) Второй мой комплект был рассчитан на твичинг крупных воблеров-минноу, это было удилище Norstream Rebek 662 в паре с катушкой Daiwa Caldia 3000 и плетеным шнуром #2.0.
Так как водоем был нам очень хорошо знаком, каждый пошел на «свои», полюбившиеся ему места. Я решил проверить небольшой мелководный залив — единственное, наверное, место в пруду, где коряг мало и где можно спокойно применять воблеры, не боясь их оторвать. Чистой воды в заливе всего сантиметров тридцать, ниже идет сплошной ковер из водорослей. Здесь напрашивались поверхностные приманки с минимальным заглублением, и, кроме того, нужен был очень дальний заброс. Мой выбор пал на Jackall Rada Minnow 114, очень интересную тонущую приманку, которую можно применять как на мелководье, так и на глубинах до двух-трех метров (выдерживая продолжительную паузу), и которая оснащена системой дальнего заброса.
Посередине залива лежало сухое дерево, и под ним определенно должен был кто-то стоять. Заброса, наверное, с пятого, мне удалось выманить оттуда зубастую. Яркая, «кислотная» расцветка приманки и весьма реалистичная игра (жестко-агрессивный твичинг) сделали свое дело. Видно было, как волна отошла от дерева и устремилось в сторону моей приманки, а через несколько мгновений я почувствовал поклевку.
Подсекаю, и понимаю, что рыба на крючке, но идет как-то дюже легко, а волна-то была мощная. Вращаю катушку быстрее, и оказывается, что щука просто прет на всех парах в мою сторону. Я стою за стенкой камыша, а она слегка отклоняется и как раз попадает в камыш. По ощущениям, щука немаленькая. Пытаюсь выдрать ее из камыша, но тщетно. К сожалению, щука оказалось на этот раз хитрее меня.
Освободив приманку, продолжаю ловить в заливе. Смещаюсь на несколько метров в сторону, чтобы обследовать бревно с другого конца. На первом же забросе — тяжесть, щука взяла мою приманку и повисла на ней. Правда, ближе к берегу она пытается взбрыкнуть, но тут «без вариантов». Rebel просто поднимает ее и переваливает через камыш на берег. Итак, счет открыт.
Потратив еще несколько минут на залив и не увидев поклевок, ухожу к ребятам в коряги. А у них уже есть в активе небольшие щучки и очень много окуней. Похоже, окунь тут сильно проголодался: стограммовый окунишка заглатывает четырехдюймовый виброхвост и даже виснет на хвосте пятидюймового, пытаясь сожрать и его. Не желая мешать друзьям, отправляюсь в одно из моих любимых мест — к затопленному лесу.
Там, где из воды торчат деревья, глубина около метра, а под нашим берегом проходит русло, и здесь около трех. В таких местах к снасти требования особые, и я перехожу на Norstream Provokator 792. Он отлично работает «по низам» и без труда справится с грузами по три-четыре грамма, которые я собираюсь использовать. Кроме того, жесткая средняя часть и мощный комель позволяют вытаскивать рыбу из глухого коряжника, не давая ей достичь укрытия.
Помните, в начале я писал, что забыл положить вторую шпулю с более толстым шнуром? Так вот… Первую поклевку не пришлось долго ждать. При ловле в корягах рыболов всегда в напряжении, он чувствует, как приманка переваливается с ветки на ветку, потом падает вниз... Когда будет поклевка, неизвестно, но в большинстве случаев она случается в тот момент, когда приманка перевалилась через ветку и свободно падает. Вот тут-то и надо быть начеку.
Так вышло и на этот раз. Я сделал заброс в самые дебри. Очень медленная и осторожная приводка, без резких движений, чтобы не остаться без приманки. Чувствую, как груз уперся в дерево, слегка поддергиваю его, чтобы перевалить приманку, и только она начинает опускаться, как мощнейшая поклевка заставляет меня вздрогнуть. Мощная подсечка и скоростное вываживание при затянутом тормозе — и рыба просто напросто перетирает мой шнур и уходит! Так обидно, что нет слов.
Быстро перевязываюсь, меняю приманку на совершенно другую, как по форме, так и по цвету. В воду летит «кракозябра» Jackall Scissor Comb 3.8 в ярко-оранжевом исполнении. Опять заброс в тот же «лес», приманка проходит основную часть препятствий, остается лишь одно дерево, за которым — резкий свал в русло. Вот она переваливается через сук, начинает падать в русло, и... Есть, поклевка! Теперь уж я действую без ошибок, щука сама не поняла, как оказалась на берегу.
ем временем, ребята закончили облавливать свой намеченный участок и пришли ко мне. Стали мы ловить «в лесу» втроем. Через некоторое время — поклевка у Александра Ильяшенко., но, к сожалению, щука оказывается хитрее его и успевает уйти под коряги. Сход! Но ничего, видно, что рыба активна и что ее тут много. Проходит минут пять, смотрю — у Саши опять гнется спиннинг, он затягивает тормоз катушки, и вот щука уже у него на руках перед камерой.
Затем мы смещаемся в верховья, где ширина пруда всего пять-семь метров, а глубина — около двух. В этом месте у каждого происходит по одной невнятной поклевке, и мы решаем вернуться к машине, пообедать и прикинуть план действий на оставшиеся время.
По дороге Артем вспоминает, что дома ему приказали нарвать шиповника, произрастающего здесь в изобилии. А основная «плантация» шиповника находится как раз возле того места, откуда я начинал ловить в затопленном лесу. Что ж, пока Артем рвет ягоды, я успею сделать несколько забросов. На первой же проводке по руслу, где-то на полпути, получаю мощнейший удар на паузе. Хорошо, что все случилось на чистой воде, можно хоть чуть-чуть поводить рыбу. Свечки, брызги... Куда ж без этого?! Артем бросил свой шиповник и прибежал на помощь: зашел за камыш, подхватил щуку и передал ее мне в руки. Вот так пособирали ягодок!
После этой щуки мы с Александром пошли в сторону машины, а Артем остался покидать в надежде, что щука там была не одна. Сказать честно, мы могли бы задержаться подольше, и я уверен, что каждый из нас «вымучил» бы еще по одному, а то и по два зачетных хвоста. Но нам еще хотелось обловить одну закоряженную заводь.
Спокойно пообедав, мы не торопясь направились к заводи. И тут началось! Клев как будто включили, почти каждая проводка дает результат. Александр с ходу ловит двух приличных щук. У меня случается досадный сход очень достойной рыбы, и сход довольно забавный: ловлю окунька, за ним второго, третьего, и тут вдруг — сильнейшая поклевка. Пожалуй, это была самая крупная щука дня. Казалось, я держу ее, контролирую, не даю ей уйти в коряги. Не тут-то было! Это, оказывается, она меня держала и не хотела пока лезть под корни. Потом щука слегка взмахнула хвостом, и леска провисла! Я выругался...
Выход продолжался около часа, и клевало явно не только у нас. Артем оставался на другом берегу, и мы видели, как он доставал одну, а потом и вторую щуку. Щука шла вперемежку с окунем. Находишь место с полосатым, который клюет всегда первым, и через несколько забросов появляется зубастая. Под занавес мы с Сашей поймали еще по одной хорошей щучке и с чувством выполненного долга пошли обратно к машине.
Мораль… Друзья, не поленитесь при сборах на рыбалку заглянуть еще раз в свой рюкзак, проверить, все ли взяли, не забыли ли чего. Ну, а я сюда обязательно вернусь, и уже скоро.