Река Унжа
Не так давно мне удалось побывать на красивейшей реке Унжа, которая протекает в Вологодской и Костромской областях. Целью нашей поездки была сплавная рыбалка. Мы долго продумывали маршрут, изучая за компьютером спутниковые карты и собирая по крупицам всевозможную информацию о реке. Мне повезло: на просторах интернета я случайно наткнулся на одно любительское видео с Унжи, связался с его автором и узнал много полезного.
В планах у нас было подняться на моторах вверх по Унже на восемьдесят километров, до того места, где она берет свое начало от слияния рек Кема и Лундонга. Из вещей мы взяли с собой только самое необходимое, чтобы не захламлять лодки.
До реки добрались сравнительно быстро и без приключений, дорога заняла часов тринадцать. Прибыли на место уже вечером. До темноты оставалось около двух часов, а нам надо было еще спустить лодки на воду, пройти ходом вверх по течению и найти место для лагеря.
Последняя задача оказалась непростой: обрывистый берег и густой лес не давали нам возможности даже сойти на сушу. Все же, где-то через час мы заметили небольшой уступ берега и стежку. Высадились, осмотрелись и нашли маленькую полянку, на которой места как раз хватало на две палатки.
Утром, проснувшись пораньше, решили пройтись по берегу, и... О, чудо! В каких-то трехстах метрах от нашего лагеря оказался отличный «жилой комплекс»: дом из сруба, большая поляна, все условия для отдыха, не говоря уж о том, чтобы просто переночевать.
После плотного завтрака мы продолжили подъем по реке. Густой лес, яркая зелень, синее небо, чистый воздух — здорово! Первому экипажу, шедшему впереди, повезло: они наблюдали, как два лося переплывали реку. Вообще, зверя тут очень много. На берегах мы находили свежие следы медведей, тех же лосей, ну а про зайцев и говорить нечего, эти вплотную подходили к нашему лагерю. Невозможно словами передать всю красоту этой местности.
Сама Унжа с ее многочисленными перекатами очень интересна; мы еле сдерживали себя, чтобы не начать ловлю раньше времени. Река все время петляла, и порой нам казалось, что мы плывем в обратном направлении. Удручало обилие сетей. Правда, жизнь у местных — не сахар, и рыба для них — важное подспорье. Нам рассказали, что раньше, когда работала лесопилка, валили лес, работа была у всех, и жили хорошо, была школа и два детских сада. Но потом все позакрывали, и люди остались ни с чем. Кто уехал в город, а кто остался в деревне. Их жалко, но радует то, что они полны оптимизма. Все встретившиеся нам местные оказались добрыми и отзывчивыми людьми, ни один из них не был пьян.
Здешние рыболовы перемещаются на самодельных лодках, длинных и узких. Очень забавно смотреть, как они проходят мелководные перекаты. У нас же с нашими «заряженными» лодками с водометными моторами, специально рассчитанными на мелководье, никаких проблем, конечно не возникало.
Наконец, мы у цели. Кема и Лундонга, сливаясь, дают здесь начало Унже. Отсюда и начнется наш сплав, в ходе которого мы будем облавливать все перспективные места.
В это путешествие я взял с собой два спиннинга. Основная снасть состояла из удилища Norstream Areal 662L и катушки Shimano Vanquish 2500S. В запасе я держал Norstream Areal New 702L. Эти спиннинги оказались идеальны для наших условий, и я всегда мог без труда перейти от вращающихся блесен к небольшим минноу и крэнкам.
Основным объектом нашей ловли был голавль, вес которого в Унже, по словам местных жителей, достигает трех килограммов. Но с первых же забросов стало понятно, что придется немало потрудиться. Вездесущий окунь не давал прохода нашим приманкам. Казалось бы, вот оно, отличное место для стоянки красноперого красавца! Ан нет, опять окунь или что ещё хуже, дикая плотва, которая так же охотно клевала на наши вращающиеся блесна River Old Torpedo. И через несколько часов мы уже задумались, правильно ли мы построили свой маршрут.
Принимаем решение уделять больше внимания перекатам, которых здесь немало. Правда, глубина на перекате редко превышает тридцать сантиметров и на крупную рыбу рассчитывать не приходится. Зато некрупный хариус присутствует в изобилии, надо только найти перекат с мелкой галькой на дне. Это мой первый опыт ловли хариуса, и мне очень интересно, хоть товарищи и подтрунивают: дескать, это не хариус, это детский сад, а вот когда граммов хотя бы от семисот.... Они-то знают что говорят, у них за плечами не один выезд на Север за этой рыбой, и на их счету особи далеко за килограмм.
Что ж, если здесь есть мелочь, значит, должно быть и что-то покрупнее. Продолжаю извлекать из воды хариусов одного за другим на блесну River Old Satellite Torpedo 2.8, которая у меня особо отличилась в этом путешествии. Делаю проводку на снос, без какого либо вращения катушки: скорости потока хватает, чтобы блесна заиграла, и остается только сопровождать ее удилищем, поддерживая леску в натянутом состоянии. Поклевка хариуса ощущается как четкий ударчик, или, как еще говорят, тычок. А после подсечки рыба начинает показывать свой характер. Форсировать вываживание не стоит, поскольку у хариуса слабые губы и крючок может их порвать, оставив вас без добычи.
А у Кирилла Satellite Torpedo сработала и по голавлю, причем в типичном для крупной рыбы месте: там, где мелководный перекат плавно переходит в омут с обраткой. Услышав крик Кирилла, мы подумали, что он подсек крупного хариуса, но он подвел к лодке красноперого красавца-голавля весом за килограмм. Все дело, как я понял, было в месте. А таких мест, к сожалению, на нашем пути встретилось немного. В одном из них мне удалось взять отличного голавля на воблер Timon PaniCra SR. Было еще несколько хороших поклевок, и у меня, и у Кирилла.
Итак, нам надо искать похожие места или вообще сразу плыть на глубину. Уже не на веслах, а на моторе мы устремляемся вниз по течению, останавливаясь только на перекатах. Но на перекатах стоит вездесущий хариус вперемешку с окунем. Кстати, хариус хватает не только блесны, но и небольшие воблерки, и хотя поклевки не столь часты, как на River Old Torpedo, зато размер хариуса чуть побольше. Неплохо зарекомендовал себя при облове небольших канавок и приямков воблер Jackall Soul Shad 45SP. Он хорошо держал струю и сразу погружался на нужный горизонт, а на медленной монотонной проводке, чиркая лопаткой по мелкой гальке, провоцировал рыбу на поклевку.
Пройдя в быстром темпе весь намеченный маршрут и вернувшись к месту старта, мы решили спуститься вниз по течению километров на двадцать, где река шире и глубже, а на дне еще со времен лесосплава лежат массивные бревна — идеальные укрытия для рыбы.
И вот уже в сумерках на Soul Shad 58 у меня попалась неплохая для здешних мест щука. Я сделал заброс под берег и начал медленную проводку с небольшими протяжками и паузами. Чувствовалось, как воблер стучит лопаткой по бревнам. И тут — мощный удар, тормоз визжит, удилище гнется... У меня промелькнула мысль, которую я даже озвучил: это же он, голавль, и очень хороший!
Пока я занимался вываживанием, Кирилл поймал несколько неплохих окуней. Был один интересный момент: когда он вытаскивал очередного полосатого, того до самой лодки сопровождали другие окуни. Глядя на эту картину, мы почти одновременно подумали и сказали, что это уже совсем другая река, тут рыбы явно больше!
Утром, встав пораньше, мы немедленно отправились на воду. В этот последний день нам не хотелось терять ни минуты. Казалось, мы нашли, наконец, рыбное место. И это было так! Среди затопленных бревен стояло немало крупных экземпляров. Кирилл буквально выдирал из-под завалов отличных голавлей, не давая им возможности достичь укрытия. Мы наблюдали, как туда-сюда курсировали небольшие стаи килограммовых голавлей. Иногда голавли сопровождали наши приманки до самого борта лодки.
сожалению, времени уже не оставалось, пора было отправляться домой. Как назло, нам всегда не хватает одного дня: только найдем рыбу — и уже надо возвращаться. Но, как бы то ни было, поездка на Унжу получилась интереснейшей, и мы получили богатый опыт.