Рыбалка в ЯНАО. Нягань. Август 2015.

Два года прошло уже с прошлой экспедиции в Монголию и шило в интересном месте уже начало заметно колоть. В начале июня мы собрались с проверенными друзьями за рюмкой чая и решили - пора повторить экстрим!

Были учтены ошибки прошлой поездки - ловить нужно там, где есть рыба (и нет людей), а не там, куда может доставить техника, принадлежащая друзьям и знакомым.

И вот, с четким пониманием состава участников и точного времени поездки (у всех работа, исполкомы и советы директоров) обратились к старому другу и проверенному организатору туров Николаю (True Adventure). Пожеланий было только три - соблюсти указанные сроки, бюджет и вывезти нас в самую глушь, которую он может себе представить, а мы позволить.

Тур в итоге показался настолько интересным, что Николай сам присоединился к поездке и в итоге набралась группа из 9 человек (плюс два гида) План был таков : прилетаем в Ханты-Мансийск, авто трансфер в Нягань 4 часа, вертолетная заброска 2 часа на север на реку Лаптапай, сплав на катамаранах почти 7 дней и обратно вертолетом до Нягани. По факту мы рыбачили уже не в ХМАО, а в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого АО.

Готовится начали заблаговременно, чтобы собрать необходимый набор снастей и приманок. В интернет магазинах обычно и выбор больше и цены ниже. Сэкономить в итоге не получилось, так как заказ в разных магазинах произвольно разрастался на разные нужные "ништЯки", зато избежали беготни в последнюю неделю и купили все, что хотели.

С собой я взял три комплекта снастей

- Heavy (до 60 гр), катушка 4000 (таймень), шнур Sufix 832 39lb (17kg)

- Medium (до 30 гр), катушка 3000 (щука, универсал), монолеска Yamatoyo Famell Monster Trout 0.285 (7kg)

- Light (до 10 гр) катушка с2000 (хариус), шнур Yamatoyo Blue Mark PE#08

Приманок в нашей компании хватило бы на целый рыболовный магазин, выделю только самые убойные.

Хариус – вертушки 9-11 гр в черных и оранжевых цветах плюс медь. Дополнительные плюсы давали блесна «in-line» и ассиметричные вольфрамовые рыбки.

Таймень – большие колебалки в натуральных цветах, крупные воблеры двухсоставники с заглублением около метра

Щука – зеленые и серебряные ложки. Чем больше, тем лучше )))

Сырок (он же пелядь) – плавающие мухи с поверхности. Чаще черного цвета.

При выборе основного шнура спросил мнение заядлых таймешатников из Черногории. Единодушное мнение - для быстрых и каменистых речек - Sufix 832 50lb. Трофеев в 50lb я не ожидал, поэтому заказал чуть тоньше в цвете “Neon Lime” – 39lb Advanced Superline. Вышло менее 1000 руб.

Отличительной особенностью этого шнура является наличие дополнительного усиления – одна из 8 нитей изготовлена из волокна Gore, остальные 7 из Dyneema. Под одобрительные комментарии товарищей ровненько (без бэкинга и бугров) намотал 135м на шпулю Shimano 4000, несмотря на пропитку – руки остались чистыми. Первое “waw”- при обрезании/пережигании шнура на узле. Дополнительную нить Gore надо плавить (или кусать) значительно дольше. Субъективно, это нить существенно усиливает общую мощь плетенки. В процессе эксплуатации также остался доволен шнурком – во время сплава на зацепах разгибал тройники и (даже!) заводные кольца – шнур не рвался. По истечении недели интенсивных забросов шнур стал помягче, вышла пропитка из рабочего отрезка, цвет сохранился на 70%, разлохматилось всего 10 см около тюльпана. Обрезал при разборе снасти. Полетные качества шнура на высоте, получалось перебрасывать реку практически в любом месте, в отличии от соседей.

Но вернемся к поездке. Чем ближе подходил срок, тем более нервными становились ночи. То снились медведи, то падение вертолета 72го года выпуска ))). Еще и перед самой поездкой Трансаэро подлила масла в огонь - Домодедово грозило приостановить обслуживание рейсов компании за долги. Не нужно объяснять какие последствия для плана сплава имеет задержка первого рейса...

Прогноз Гисметео обещал прохладную погоду в Нягани  - днем +10с, ночью +5с, дожди почти каждый день. Требовалось уделить особое внимание одежде и экипировке.

Взял с собой вейдерсы Simms, крутку забродную Vision и кучу теплых вещей под мембрану по принципу «горнолыжной капусты». В итоге, оказалось маловато и было довольно холодно в течении всей недели.

С учетом полной автономки решил озаботится пауэрбанком для подзарядки iPhone на протяжении всей поездки, в основном для фото и видео. По советам друзей купил Xiaomi на 16000mah (остерегайтесь китайских подделок китайских оригиналов). Домашние тесты показали 7(!) полных циклов зарядки, что хватило на весь сплав.

Поскольку все друзья оказались гурманами, решили предпочесть ром и виски местным горячительным напиткам, предварительно переупаковав ценный груз в легкую и небьющуюся тару.

Ну вот вроде все упаковано - можно ехать в аэропорт! Забегая вперед, скажу, что гермосумки не панацея от постоянного дождя, помогают лишь от "большой воды".

В порту мы как-то за замешкались с упаковкой всего багажа и на бокал пива времени почти не осталось.

Полет прошел незаметно и вот мы уже выгружаемся в небольшом, но очень опрятном аэропорту Хансы-Мансийска, расположенномна слиянии Оби и Иртыша.

При подлете удивило количество рек, речушек и ручьев. Ощущение, что прилетел в дельту Волги, хотя конечно северный привкус присутствует. По данным Википедии у Оби самая большая площадь бассейна в России и по водоносности она уступает только Лене и Енисею. Так что не единой Волгой живы )))

По пути на вертолетную базу - заехали в супермаркет пополнить запасы спиртного, изрядно поредевшие во время трансфера в Нягань.

От порта вертолетов ожидали большего, а оказалась, что это обычная забетонированная площадка посреди поля, обозначенная четырьмя фонариками, на случай плохой видимости. Послышался шум винтов - это прибывала наша вертушка.

Старенький вертолет выглядел достаточно ухоженным, но наркомовские 100гр для храбрости мы всё же приняли. И еще 100..и еще...))) вроде...))

Короче, полет прошел приятно, быстро и без происшествий и через два часа двадцать минут мы уже высаживались на месте будущей стоянки, на острове на р. Лаптапай.

Организаторы начали разбивать лагерь,

а мы бросились ловить рыбу. Большая ошибка! С учетом количества выпитого, двое из нас искупались в ледяной реке во всей теплой одежде.

Ваш покорный слуга искупался дважды, зато обеспечил команду свежайшим сашими из двух хариусов на ужин.

Ночью было холодно. Очень. И в пять утра я уже дежурил у костра, чтобы согреться. Чай, каша, глинтвейн - и жизнь началась налаживаться.

Часов в 7 все разбрелись по реке. И речка отблагодарила нас многочисленными поклёвками и упитанными хариусами. Рыба вся стояла локально, по моему опыту, в конце основного переката. За раз с места можно было снять штук 7 парусников, потом нужно было давать точке отдохнуть или двигаться дальше. Мы предпочитали второе, чтобы посмотреть побольше мест. А посмотреть было что. Красивейшая природа, куча грибов и ягод.

Рыба нужна была только для еды, соответственно брал выборочно - только крупные экземпляры и то, только тех, кто схватил взаглот, и не подлежал реанимации. В лагерь принес 7 штук на сашими.

На обратном пути нашли интересную площадку полностью покрытую ягелем - смотрится необычно, как в сказке ))

В лагере нас ждал горячий обед и подготовка катамаранов к сплаву. Как оказалось занятие небыстрое… Да и в целом, сплав отнимает существенную долю времени от рыбалки. Есть много плюсов: посещаешь разные места, перемещаешься с комфортом, есть возможность половить разные виды рыб в разных по типу реках. Но минусов, на мой взгляд, все же больше. Много времени уходит на сбор/разбор лагеря, погрузку/разгрузку катамаранов.

Соответственно, остается не так много времени на облов перспективных мест, да и во время сплава делать точные забросы сидя на баулах – утомительно. Самый же большой минус – невозможность вернутся назад, на интересные точки. В нашем случае, отрезок с тайменем мы проскочили за день и в дальнейшем довольствовались щукой и сырком (он же пелядь).

Весь следующий день плыли с перерывами на рыбалку. Хариус клевал исправно, в основном, на выходе из переката. Самый крупный задокументированный экземпляр весил 995гр, чуть-чуть не дотянул до килошки.

За день прошли 21 км до слияния с Харутой. И остановились еще на день рыбалки, хотя для основной части лагеря получилось на день алко отдыха)) За день проверили два участка по 2 км вверх и вниз по течению. Видели мелких тайменей, но брать он не желал. В обед была уха из хариуса на бульоне из утки - зачетная вещь. Пернатых обеспечивал наш повар, он же охотник, он же гид. На фото я просто позирую - ружья нам не доверяли )))

А вечером соорудили походную баню с купанием в реке. Очередным откровением выступила посуда для приготовления прикормки для карпа - она идеально подходила и для нашей кухни (в ней отлично переносится кухонная утварь), а можно и в бане использовать как тазик. Вообще большинство вещей в походе имеют двойное назначение. Насос для подкачки катамаранов используется, как меха для розжига костра в мокрую погоду, весла составляются в удобные стойки для света или сушки одежды…

Закаты и северное сияние не оставили никого равнодушным.

С утра пятницы начался дождь, который не останавливался до самого вылета в воскресенье. При температуре воздуха от 0 до 10с – не самая приятная погода, хотя человек ко всему привыкает. Привыкли и к постоянному холоду и влажности. Уже на третий день дождя. ))) Гермомешки в гермосумках не могли гарантировать сухости в условиях, когда и собираешься и разбираешься под дождем. Сухим остается только то, что одето на тебе. Как назло алко топливо закончилось за день до вылета и привыкать к новым условиям пришлось без обезболивающих ))) в будущем, считать надо пощедрее, с запасом.

Во время продолжения сплава нашли интересную ямку, в которой отличились два Михаила,  поймав по тайменю. Затем, по ходу движения, зацепили еще два некрупных экземпляра.

После, река расширилась почти вдвое и успокоилась, а значит про тайменя можно забыть. Привязываем к снастям щучьи поводки, чтобы не терять приманки в острых зубах. На вечерней стоянке попробовали помышковать на яме, образованной слиянием Сухой и Мокрой Сыни, вверх по течению от лагеря, но быстро утомились и оставили это занятие. Для того, чтобы загнать даже пустой катамаран против течения на 500-600 метров требовалось 15 мин активной гребли, а назад сносило в момент, едва успевали сделать 3-4 заброса. Здесь бы не помешал хоть какой-то мотор, но его, увы, не было. Щука ниже по течению ловилась регулярно и в ожидаемых местах – спокойные притоки и заводи – но не особо радовала размером. Самая крупная едва не дотянула до 3кг.

Клевала щука тоже довольно капризно – оно и понятно - вся основная акватория просто кипела от всплесков сырка, готовящегося к нересту. Еды для щуки было предостаточно. Мы также не прошли мимо сырка и попробовали его в сыром и жареном виде. Очень вкусная и жирная рыба, на мой вкус даже вкуснее хариуса, чем-то напоминает малосоленую селедку высшей категории. Постепенно приближалось воскресенье, а значит нужно было искать стоянку, пригодную для посадки вертолета. Если в верховьях реки это проблем не составляло, то в низовьях все берега были покрыты лесом.

К счастью, мы нашли голый остров, куда мог сесть вертолет, а мы могли перенести вещи вброд с берега. Здесь и расположились на последнюю стоянку. Позже к нам в гости заехали местные рыбаки ханты, разделившие с нами завтрак. Между делом они рассказали, что река достаточно сильно запрессована в устье рыболовными артелями, да и в верховьях давно они не видели трофейных экземпляров. Ни щуки, ни тайменя. Еще один урок на будущее – проверять и перепроверять в независимых источниках обещания местных гидов (на фото) относительно присутствия и размера рыбы.

Вертолет заставил поволноваться – прилет задерживался уже часа на два, а река начала прибывать на глазах после постоянных дождей. Наш островок становился все меньше и меньше, в итоге вертушка садилась практически нам на голову и горку наших вещей. Обошлось ))) Обратный полет прошел без происшествий, прогрелись и просушились в бане в Нягане и поехали в аэропорт Ханты-Мансийска. А уже через 4 часа были дома довольные и здоровыев полном здравии с впечатлениями еще на один год. До следующей рыбалки, которую уже запланировали на июнь 16 года )))

Шишков Олег, Сентябрь 2015

P.S. Когда я вернулся дочка сделала классный ролик из разрозненных кусочков видео,  которые мы сделали во время поездки. ))

Видео. Как это было